Цифровая реальность – № 2 (617), 2021 – журнал «Искусство»

«Искусство» — № 2 (617), 2021

Цифровая реальность

Сегодня много говорят о стремительной цифровизации всей нашей жизни, или даже что между виртуальным и физическим пространством уже не осталось никаких границ. Однако если пандемия что и подчеркнула, так это разницу между профессионалами, много лет назад выбравшими сеть своим рабочим местом, и новыми людьми, которые были туда заброшены насильственно. Первые осознавали виртуальный мир как территорию больших возможностей, как пространство без гравитации, без ограничений, что накладывает на нас тело, но и как вселенную, изучению законов которой нужно посвятить всю жизнь. Вторые же окунулись в цифровое море лишь потому, что обстоятельства потребовали от них не терять контакта с аудиторией, пока закрыты музеи. Не все они уверенно владеют компьютерной техникой, профессионально пишут звук в домашних условиях и хорошо чувствуют себя перед камерой. И самое главное — не все хотели, чтобы их кухни и спальни становились публичными пространствами. И вот эти вторые в большинстве своём начали воспроизводить в цифровой реальности тот мир, что они потеряли. Так появляются видеоигры «для тех, кто уже год не путешествовал», трёхмерные копии реальных галерей и виртуальные прогулки по 3D-ярмаркам искусства. Так в сети возникла система подтверждения авторства и прав на владение цифровым произведением искусства, и это притом, что нет-арт с первых дней своего существования гордился тем, что работы могут находиться одновременно на всех компьютерах мира и не принадлежат никому — это было формой утверждения свободы. Неудивительно, что пионеры этого жанра с презрением относятся к тем, кто сейчас провозглашает наступление эры цифрового искусства; кураторы, многие годы занимавшиеся онлайн-выставками, предостерегают коллег от ловушек копирования физической реальности; а театральные критики морщатся, что зум-постановки воспроизводят устройство сцены. Можно практически не сомневаться, что торжество сетевого суррогата, вторичного опыта и поддельных эмоций никуда не денется, хотя многие и ждут, когда временные трудности кончатся и всё будет как раньше. Но как раньше уже не будет — в сети сложилась огромная аудитория и как кажется, завелись лёгкие деньги, которые можно получить за абсолютно любое искусство.

Купить печатную версию на OZON
Искусство №2 (617), 2021

На обложке: Kirill Rave. Застрявший, 2021. Скульптура в дополненной реальности. Предоставлено автором

AR,

ДОП,

Цифровая реальность,

VR,

Цифровое искусство,

Фестивали

Цифровые художники о том, как технологии меняют наш мир

— Фестиваль «ДОП»

Цифровая реальность,

net.art,

Онлайн-формат

Оля Лялина: «Для многих сетевой мир за последний год сузился до Zoom, и им кажется, что за его пределами царит прекрасная реальная жизнь»

Вопросы: Алина Стрельцова

Цифровая реальность,

VR,

Инсталляция

Группа «ШШШ»: «Мы, конечно, хейтим новые технологии, но нам, вообще‑то, классно с ними живётся»

Вопросы: Алина Стрельцова

Цифровая реальность,

VR,

Кинотанец,

Современный танец

Ника Пархомовская: «Думаю, что VR — будущее кинотанца»

Вопросы: Алина Стрельцова

Цифровая реальность,

Цифровое искусство,

Site-specific art,

Музыка

FastForwArt: встречи между мирами

Цифровая реальность,

Цифровое искусство,

Site-specific art,

Музыка

FastForwArt: Space Emulation Art Label от Лаборатории пространственной электроакустики SEAL

Цифровая реальность,

Цифровое искусство,

Site-specific art,

Музыка

FastForwArt: You, inter alia

Цифровая реальность,

Инсталляция,

Япония

TikTok teamLab Reconnect: цифровое искусство в сауне

Иммерсивная инсталляция,

Цифровая реальность

OMA Space: «Хочется, чтобы люди обратились от внешнего к внутреннему, именно для этого мы используем новые технологии»