Биеннале

,

Москва

«Искусство будущего»: самые эффектные экспонаты биеннале

Где: Мультимедиа Арт Музей, Москва
Когда:
21 декабря 2021 — 3 апреля 2022

В Мультимедиа Арт Музее открылась первая международная биеннале «Искусство будущего». Ее акцент — на современных работах, созданных с использованием новых технологий. Художники сегодня имеют в своем арсенале нейросети, дополненную реальность и роботов, чтобы создать актуальное и злободневное высказывание. Впрочем, некоторые авторы предпочли традиционные техники, но наполнили их новым смыслом.

Анна Ротаенко. The Network, 2021
Интерактивная инсталляция

Бело-розовый надувной батут стал одним из фаворитов выставки среди посетителей: здесь можно разуться и попрыгать внутри игрушечной клетки. В экспликации нет описания — только название объекта, поэтому строить догадки о работе каждому зрителю приходится самостоятельно.

По словам Анны в одном из интервью, большинство предложенных ею для биеннале работ были связаны с нейросетью. Например, она предлагала видео про мать, которая превращается в нейросеть. Еще на выбор была компьютерная игра про тюрьму с джойстиком. Но все это было «недостаточно спектакулярно». Тогда она отправила в качестве шутки файл, который ранее был отвергнут всюду — как раз проект надувной розовой тюрьмы. Его тут же приняли.

Nonotak Studio. Нулевая отметка, 2017
Иммерсивная инсталляция

Французский дуэт художницы Ноеми Шипфер и архитектора-музыканта Таками Накамото сложился не так давно — в 2011 году. Своими световыми инсталляциями и перформансами они создают завораживающие пространства, каждый из которых дополнен своим оригинальным звуковым сопровождением. Не стала исключением и «Нулевая отметка» — световые горизонтали и вертикали здесь то ускоряются, то замедляют темп, создавая бесконечный лабиринт, в котором зритель теряет чувство времени и пространства. Для создания этой иллюзии художники используют новую комбинацию лазеров и оптоволокна, разработанную в сотрудничестве с Оптическим обществом США.

Михаил Максимов. Знак толпы 1.2, 2021
Интерактивная видеоинсталляция

Тревожная интерактивная видеоинсталляция Михаила Максимова позволяет зрителю управлять толпой существ на экране: вернее, не столько управлять, сколько послать им символ — его нужно нарисовать на специальной панели перед экраном. Существа на экране увидят этот знак у себя на небе, а потом сами составят нарисованную пользователем фигуру. Таким образом, каждый может на время почувствовать себя мессией и оценить, каково это, отдавать приказы куче людей, которые вынуждены будут подчиниться. Работа существовала и ранее, но в другой версии. Если до этого толпа состояла из персонажей, похожих на офисных сотрудников, то в обновленном варианте все существа злободневно носят защитные костюмы и маски.

teamLab. Жизнь и увядание в текущий момент вечности II, 2019
Цифровое 12-канальное бесконечное произведение

Коллектив teamLab насчитывает около сотни разных специалистов — от математиков до архитекторов. Благодаря этому им удалось завоевать популярность по всему миру масштабными и высокотехнологичными инсталляциями. Часто в своих работах они обращаются к японской культурной традиции. Чего стоит их недавняя интерактивная выставка в сауне, воссоздающая банный ритуал конца XIV века в новом времени.

Их работа для биеннале менее экстравагантна, но более созерцательна: в бесконечном цифровом произведении художники показывают постоянно сменяющие друг друга цветы. Зрители медитативно наблюдают за их полным циклом — от зарождения, до яркого расцвета и постепенного отмирания. Интересно, что визуальный ряд никогда не повторяется, и он не записан заранее — его генерирует компьютерная программа в зависимости от часового пояса, в котором находится город, где демонстрируется проект.

Random International. Фрагменты, 2016
Кинетическая скульптура

Двести маленьких подвижных зеркал собрались вместе в плотную сетку, чтобы внимательно наблюдать за каждым шагом и движением зрителя: вот вы взмахнули рукой и «глаза» сразу зашевелились. Это проект RandomInternational, основанный немецкими художниками Ханнесом Кохом и Флорианом Орткрассом, сегодня также имеет в своем штате разных специалистов и несколько штаб-квартир — в Лондоне и Берлине.

Их кинетическую скульптуру «Фрагменты» зрители не случайно сравнивают с живым существом, которое «следит» за человеком. В своих интерактивных работах художники стремятся вовлечь посетителя в диалог с экспонатом, чтобы отследить его реакцию — насколько эмоциональной и «живой» получится эта связь с искусственным интеллектом?