Искусство бессмертия: Пушкинский музей открыл портал в мир Древнего Египта
Где: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Когда: 1 марта — 31 мая 2022
Масштабная выставка «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» в Пушкинском музее призвана в деталях показать погребальный культ древних египтян. Заботы о вечной жизни занимали значительную часть их жизни земной. Не секрет, что гробницы фараонам часто начинали строить еще при их жизни: реальное и загробное пространство для египтян были неразрывно связаны. В их понимании человек бессмертен — после завершения его физического существования нужно просто помочь ему перейти на другой уровень. И в этом должно помочь искусство.
Подзаголовок проекта — «Искусство бессмертия» — выбран не случайно: почти все искусство древнего Египта не предназначалось для живых людей. Росписи гробниц и саркофагов, иероглифы на пеленальных бинтах, рисунки на стенах, фигурки людей, животных, предметов домашнего обихода, даже красочная и многолюдная процессия с плакальщиками, которая также была частью культа — это все предназначалось умершим и работало на их комфортное пребывание в ином мире.
Все эти атрибуты культа присутствуют в нынешней экспозиции, которая насчитывает более четырёхсот предметов и поделена на три раздела. Первые два похожи по структуре: у них есть яркий композиционный элемент, вокруг которого выстроены коридоры-витрины с экспонатами. В первом разделе — «Смерть и магическая трансформация» — выделен саркофаг Маху, земледельца Дома Амона из Фив XIII века до н.э. Он расположен обособлено, в окружении серых стен, на стальной ленте. Серый — один из двух основных цветов в дизайне выставки. Второй цвет — золотой. В результате экспозиция получилась торжественно-драматичной: кураторы отмечали, что мумия с точки зрения этики — человеческие останки, поэтому к ним требуется соответствующее отношение.
Во втором разделе — «Гробница — дом вечности» — посетителям рассказывают о ритуале погребения, показывают многочисленные статуэтки из гробниц. Система верований в Древнем Египте достаточно сложная и многоуровневая, чтобы разобраться в ней зачастую недостаточно краткого экскурса или информации из аудиогида. Ладно бы у них просто был собственный сонм божеств и набор верований, но значительно усложняет ситуацию еще один обязательный элемент — система двойников умершего человека, которые по-разному после смерти представляют его интересы. Эту концепцию двойников нужно все время держать в голове, потому что она распространяется и на другие сферы жизни — все, что приносится в гробницу в качестве жертвоприношений тоже будет иметь своих двойников в загробном мире, включая еду, домашних животных и утварь.
Впрочем, даже если посетители не обладают глубокими знаниями в египтологии, они все равно смогут оценить высокий художественный уровень экспонатов. Например, на выставке есть женский саркофаг, у которого на маске трогательно выделены бронзовые ресницы — каждую ресничку древние мастера скрупулезно постарались отделить друг от друга. Отдельную галерею представляют знаменитые фаюмские портреты, названные так по одноименному оазису в Египте, где изображения и были обнаружены британской археологической экспедицией. Портрет заменял традиционную погребальную маску на мумии. Многие из портретов сделаны в технике энкаустики — восковые краски в этом живописном методе расплавляются и при соприкосновении с поверхностью как бы «вжигаются» в нее. Воск довольно плотный материал, он плохо смешивается (поэтому иногда египтяне могли в него добавлять более легкую темперу). Зная о сложностях техники, тем более впечатляешься мягко-растушеванному цвету лица на портретах и тонкой проработке волос, бровей, элементов одежды.
Заключительная часть выставки — «Мумии возвращаются: взгляд из XXI века» — мультимедийная. Это результат совместного исследования Пушкинского музея и Курчатовского института. С помощью новых технологий с 2017 по 2020 год специалисты изучили десять человеческих мумий и семь мумий животных. Результаты многих удивили: выяснилось, что некоторые мумии лежат не в своих саркофагах, а некоторые оказались фальсификатом более поздних лет. Подобные несоответствия объясняются, в первую очередь, работой антикваров XIX века. Тогда в результате бума на археологические раскопки было найдено много мумий, и, чтобы выгоднее их продать, антиквары шли на уловки — дополняли таким образом те саркофаги, у которых «родная» мумия была утрачена. Курчатовский институт сделал открытие и среди мумий животных: так, мумия собаки оказалась обманкой — внутри был просто цилиндрический предмет с приставленными ушками.
Рассказывая о египетской выставке в Пушкинском музее, нельзя не вспомнить, что постоянная экспозиция этой эпохи занимает важное место в музее (и, конечно, некоторые экспонаты для выставки были взяты оттуда). Ядро этого собрания составляет частная коллекция российского востоковеда Владимира Голенищева, одного из основателей школ египтологии и ассириологии в России, и просто очень увлеченного и образованного человека, который, к слову, говорил на 13 языках. Свой первый египетский памятник он приобрел в 14 лет, а затем его коллекция разрослась до невероятных масштабов: в неё входят более шести тысяч предметов. К концу жизни Голенищев обеднел, поэтому вынужден был распродавать свое достояние — так коллекция и попала в собственность музея как раз к его открытию. Египетский зал находится на первом этаже — туда обязательно стоит зайти после выставки для усиления впечатлений.
Жанна Старицына