XX век

,

2000-е

,

Восток

,

Индия

,

Политика

Индийская история в интерпретации современных художников

Мы собрали самые яркие работы, где индийские художники анализируют события своей национальной истории

Саяджирао Гаеквад III (1863—1939)

Сиддхартха Карарвал. Человек старых правил, 2011
Стальной каркас, воск, хлопок, 250 × 280 × 90 см, 150 кг. Реплика статуи махараджи Бароды Саяджирао Гаеквада III (Вадодара, Индия, 1907)

Махараджа княжества Барода — классический пример того, что индийские правители времен британского господства в Индии зачастую вовсе не были безвольными марионетками англичан. Саяджирао прославился как поборник всеобщего начального образования и покровитель искусств. Он оплатил образование целой плеяды художников, которые освоили европейскую манеру в изображении традиционных индийских сюжетов. При нём же был создан колледж, чья организационная модель стала образцом для индийской системы высшего образования на современном этапе. Поэтому его монумент, выполненный Сиддхартхой Карарвалом, сочетает черты традиционного индийского погребения, когда перед сожжением тело оборачивают белой тканью, и европейской конной статуи в честь прославленного соотечественника. Кроме того, Саяджирао, как и Махатма Ганди, боролся за права неприкасаемых, одна из подкаст которых, чандала, как раз отвечает за погребальные обряды.

Соляной поход 1930 года

Атул Додия. Аресты участников соляного похода на складах соли в Уодала 3 июня 1930 года. Из серии «Цвет рассыпается», 2014
Холст, масло, акрил, мраморная крошка, 183 × 244 см

Индийская борьба за независимость обострилась под влиянием идей Махатмы Ганди, который проповедовал ненасильственное сопротивление, но в то же время решимость и непреклонность. В 1930 году вместе с последователями Ганди прошёл практически всю Индию до Аравийского моря в знак протеста против монополии англичан на соль. Участники похода демонстративно выпаривали её из морской воды, но ещё до завершения акции Махатма был арестован, а вслед за ним 80 тысяч индийцев. В августе 1942 года Ганди выступил с речью, которая включала призыв «действовать или умереть». Она стала сигналом к началу гражданского неповиновения, многочисленных шествий и митингов. Англичане отреагировали быстро и жестоко, сотни людей были убиты, Ганди и другие лидеры движения за независимую Индию попали под арест, а всего в тюрьме оказалось более ста тысяч человек. Как и сам Махатма, художник Атул Додия родился в штате Гуджарат, так что философ стал настоящим героем его детства, чьи портреты Додия рисовал с двухлетнего возраста. В одной из самых знаменитых своих работ он изобразил Ганди (Бапу — как его называли в Индии) входящим в нью-йоркскую Галерею Рене Блока, где Йозеф Бойс проводит свой знаменитый перформанс с койотом. Восхищаясь обоими своими героями и ощущая близость их идей, Додия устроил им виртуальную встречу, которая не могла бы состояться в реальности.

Разрушение мечети Бабри в 1992 году

Атул Додия. Оплакивание, 1997
Холст, масло, акрил, мраморная крошка, 175 × 250 см

С разделением в 1947 году Британской Индии на Индию и Пакистан конфликты между мусульманами и индуистами только обострились. Мусульманская мечеть Бабри находилась в том самом месте, где, по преданию, родился индийский герой Рама, и националисты считали, что иноверцы осквернили священное место, построив на нем свой храм. В 1992 году стопятидесятитысячная толпа индуистов разрушила мечеть; в столкновениях погибли более двух тысяч человек. В следующем году, желая отомстить за погромы и гибель мусульман, исламские экстремисты устроили двенадцать взрывов в Бомбее. Когда в 1997 году Атулу Додии предложили сделать специальную работу в честь очередного юбилея независимости Индии, он выбрал именно эти события как лучше всего передающие сущность прошедших пятидесяти лет. В работе «Оплакивание» он соединил изображения Ганди, человека, которому ненадолго удалось примирить индуистов и мусульман, парафраз Пикассо и плачущих ангелов Джотто. Работа была принята неоднозначно, поскольку аполитизм Додии отнюдь не соответствовал настроениям времени и ожиданиям властей от парадного полотна в честь годовщины независимости.

Гуджарадский погром 2002 года

Джитиш Каллат. Общественное заявление — 1, 2003
Фрагмент. 5 частей. Оргстекло, сгоревший скотч, дерево, нержавеющая сталь,
200 × 140 × 15 см

В 2002 году в поезде, которым путешествовали индуистские паломники, случился пожар, в котором сгорели пятьдесят восемь человек. В поджоге тут же обвинили мусульманина, и в штате начались погромы и избиения иноверцев, которых обливали бензином и сжигали. По некоторым оценкам, погибло более двух тысяч мусульман. Один из важных аспектов проблемы — то, что Нарендра Моди, возглавлявший тогда штат Гуджарат и не оказавший мусульманам помощи, а вроде бы даже заявивший, что они погибли по своей вине, сейчас является премьер-министром страны и лидером правящей националистической партии. В ответ на гуджаратские погромы Джитиш Каллат устроил символическое сожжение написанной на зеркале резиновым клеем речи Джавахарлала Неру, призывающей к миру и терпимости.

Теракты в Мумбаи в 2008 году

Т. В. Сантуш. Потайной ход на территорию ужаса, 2009
Холст, масло, 122 × 183 см

Кашмир — область в предгорьях Гималаев, бывшее независимое княжество и главный предмет территориальных споров между Индией и Пакистаном. В 1949 году они поделили его между собой, несколько раз из‑за него воевали, но до сих пор так и не смогли договориться. В 2008 году в течение четырех дней исламская террористическая организация «Лашкаре-Тайба», считающая своей главной целью уход Индии из Кашмира, осуществила двенадцать нападений в Мумбаи: стрельбу на вокзале Виктория и в кафе «Леопольд», взятие заложников в гостиницах «Тадж-Махал» и «Оберой», а также атаку на полицейский участок. Тема кашмирских войн, терроризма и нагнетания истерии при помощи СМИ — главная для Т. В. Сантуша. Хотя его работы «Видишь ли ты то, что я вижу» и «Потайной ход на территорию ужаса» были закончены ещё до терактов в Мумбаи, получили свои названия и посвящения они уже после них. Сам художник говорит, что чувствовал себя немножко пророком — хотя, к сожалению, предугадать что‑то подобное было несложно.