«И положили, где следовало»: традиция почитания реликвий на христианском Западе
История Дороги святого Иакова — это, конечно, рассказ о том, как и почему западный мир пожелал поклоняться останкам тел и одежд святых. Пожелал настолько сильно, что известные реликвии воровали, продавали и подделывали, а сам паломнический маршрут вёл от церкви к церкви, от святого к святому. Чтобы как можно больше людей смогли увидеть святыни, строились дороги и приюты для пилигримов, а реликварии, где хранились мощи, всё больше поражали размером и роскошью
Главная цель средневекового паломничества в Сантьяго‑де-Компостела — поклонение мощам апостола Иакова Зеведеева, брата евангелиста Иоанна. Согласно преданию, эта реликвия была привезена из Иерусалима в устье реки Улья в Галисии двумя учениками святого — Афанасием и Феодором — вскоре после его мученической кончины, принятой от царя Ирода около 44 года н.э. В 813 году отшельник по имени Пелагий рассказывает своему духовному отцу Теодомиру, епископу города Ирия Флавия (ныне галисийский Падрон) о чудесном свете и пении ангелов на необитаемой горе на месте старого римского кладбища, куда привела его некая звезда. Пропостившись три дня, отшельник и епископ приближаются к таинственному месту и обнаруживают там мавзолей с нетленным телом, держащим в руках усечённую голову. Теодомир узнаёт останки апостола Иакова, а в двух других телах, лежащих рядом, — останки его учеников. «Над телом апостола» возводят маленький ораторий «из камня и глины». Вскоре сюда переносят епископскую кафедру. Место получает название Компостела, что означает либо ad Compositum — «у кладбища», либо Campus Stellae — «место, отмеченное звездой».
В более поздних текстах i с находкой связывается и имя Карла Великого. Считается, что в чудесном сновидении сам святой Иаков призвал императора освободить его могилу от мавров. Около 899 года король Альфонсо III, не повреждая могилы апостола, строит над ней новую церковь i . В конце Х века появляются первые паломники, а к середине XI века через Ронсевальское ущелье, где рыцарь Роланд со своим арьергардом некогда прикрывал отступление Карла, в Компостелу уже ведут через всю Францию, мимо других почитаемых святынь, четыре широкие дороги, многолюдные в любое время года. Так Дорога святого Иакова стала главным паломническим путём заальпийской Европы.
Почему же между предполагаемой датой казни апостола Иакова и началом почитания его мощей прошло более восьмисот лет, а паломничества начались ещё на полтораста лет позже? Дело в том, что как в восточном, так и в западнохристианском мире традиция поклонения «частицам тел и одежд святых», называемых святыми реликвиями, сложилась далеко не сразу.
Первые свидетельства
В середине IV века, вскоре после того, как император Константин и его мать Елена возводят несколько базилик в памятных местах Святой земли, появляются первые свидетельства о паломниках, которые уносят с собой оттуда «евлогии» (благословения), то есть землю из Иерусалима, воду из Иордана и масло из олив Гефсимании. Вместе с ними несли brandea — так называемые тактильные реликвии: фрагменты ткани, которые возлагались на Гроб Господень и другие святыни.
Упоминания о почитании могил и останков мучеников можно найти ещё раньше — ближе к концу II века. Например, в «Мученичестве святого Поликарпа Смирнского» говорится: «И так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, и положили, где следовало» i . Однако по‑настоящему широкое почитание утверждается лишь около 400 года — так, Павлин, епископ Ноланский, описывая поклонение могиле святого Феликса в своей родной Ноле в Центральной Италии, рассказывает, как благочестивые христиане брали частицы «праха» с могилы в свои дома. Он же описывает и украшение гробницы святого i .
«И когда жители Тура увидели, что жители Пуатье заснули, они схватили бренное тело святого и спустили его через окно. Поместив тело на корабль, они вместе со всем своим народом поплыли по реке Вьенне и направились к городу Туру, громко распевая гимны и псалмы»
К этому же времени восходит и первая история о благочестивом желании прихожан завладеть останками святого. Ещё у смертного одра епископа Мартина Турского жители Тура и Пуатье затевают спор о том, кто именно получит его тело, от которого ожидали чудес, как и от самого святого при жизни: «Во время этого спора зашло солнце и наступила ночь. Тогда они [жители Тура] задвинули засовы на дверях и, положив посредине тело святого, стали на страже с двух сторон. Жители Пуатье могли бы поутру силою унести тело, но Господь не пожелал, чтобы город Тур лишился своего покровителя. И вот в полночь всеми жителями Пуатье овладел сон, так что среди них не было ни одного бодрствующего. И когда жители Тура увидели, что те [жители Пуатье] заснули, они схватили бренное тело святого, и одни из них спустили его через окно, а другие приняли, стоя снаружи. Поместив тело на корабль, они вместе со всем своим народом поплыли по реке Вьенне и, достигнув берегов Луары, направились к городу Туру, громко распевая гимны и псалмы. От их пения жители Пуатье пробудились и, не обретя сокровища, которое сторожили, в смущении вернулись домой» i . Событие это казалось современникам настолько важным, что в память о нём возникло предание о «Лете святого Мартина» (до сих пор так по‑французски называется бабье лето) — тело везли в ноябре, но берега Луары зазеленели и покрылись цветами.
Реликвии были не просто святынями; они были непосредственно задействованы в богослужении. В III веке, ещё до начала строительства христианских церквей, папа Феликс обязывает всех священнослужителей совершать таинство «на реликвиях святых мучеников». Считается, что уже в IV веке «тактильные реликвии», а позже — и частицы тел святых должны были помещаться внутрь алтарного престола (или в алтарную плиту, если алтарь был переносным). Иногда их укладывали в специальные ящички-реликварии — capsae, которые назывались также по‑гречески «ставротеками» (крестохранительницами) или «липсанотеками» (мощехранительницами).
К VI веку царствующие особы и настоятели церквей начинают собирать настоящие «коллекции» реликвий. Так, в середине VI века королева франков, святая Радегунда из Пуатье, помещает их в оратории в специальных arcae — «ковчегах»
i
, а в конце VIII века Рабан Мавр уже создаёт в аббатстве Фульда вместилище для множества реликвий, подобное Ковчегу Завета
i
.
Каролингский период
На рубеже VIII и IX веков Византия переживает период иконоборчества, её потрясают неистовые споры о достоинстве икон и формах их почитания. Иконы мало занимают варварский Запад, не знавший ни почитания портретов предков, ни принятого в Древнем Риме культа императорского портрета, ни самого иконопочитания. Тем не менее, западной Церкви нужно сформулировать свой ответ на византийские события. Три каролингских собора, прошедшие с 794 по 825 год, показали, что потомки варваров совершенно не понимают разницы между телесным поклонением образу и почитанием в душе. Внимание богословов Карла Великого сосредоточено на «телах и одеждах святых». В актах соборов виден переход от сдержанного признания достоинства икон к полному отрицанию их сакральной роли. Выходит, что «а) хотя иконы и не идолы, но б) поклоняться им не следует. Одного только Бога следует чтить и поклоняться (adorandus et colendus) Ему. Почитать (venerare) следует только святых… Иконы нельзя ни adorare, ни colеre, ибо они дело рук человеческих и потому мертвы. Они служат лишь для украшения церквей и для священных воспоминаний. Иконы можно иметь и не иметь… Иконы нельзя уравнивать со священными сосудами, евангелием, крестом, останками святых. У святых даже тела и одежды мы veneramus (почитаем)» i . В итоге число реликвий умножается, западная Церковь вслед за восточной официально допускает их расчленение и перенос частиц в другие храмы. Реликвии начинают демонстрировать и вне алтарей: сам Карл Великий носит на груди «частицу Истинного Креста» под кристаллом горного хрусталя — особый «талисман», дар Гаруна-аль-Рашида.
Именно тогда — около 813 года — Пелагий обретает мощи апостола Иакова, и тогда же Карл Великий видит вещий сон о Млечном Пути, который ведёт его, императора, освобождать Испанию от мавров i .
С середины IX века реликвии, судя по тексту послания папы Льва IV i , разрешено ставить на алтарь рядом с богослужебными предметами. В связи с этим меняется и усложняется форма реликвариев — в середине века внук Карла Великого, Карл Лысый, дарит аббатству Сен-Дени знаменитый escrin — ковчег, подобие маленькой базилики, с трёхъярусной аркадой и пандативами из античных гемм и жемчужин, уничтоженный в годы Великой Французской революции. Реликварии увеличиваются в размерах, начинают занимать всё больше места на алтаре. Примечательно, что параллельно традиции экспонирования реликвий на алтаре в церковной архитектуре Каролингов появляются первые крипты — подземные ярусы церквей, куда можно было заглянуть или даже спуститься. Такова крипта церкви Сен-Филибер в бретонском Гранлье (830 год), где в праздничный день к мощам святого Филиберта можно было подойти по специальному коридору, а в другое время — взглянуть на них через окошечко в западной стене сооружения.
В этот же период (с 844 года) документально зафиксировано начало местного почитания мощей святого Иакова; в 860 году его день — 25 июля — упомянут в мартирологе собора в Метце. В 899 году над капеллой с могилой апостола уже стоит новая церковь.
Раннероманский период
Очередной перелом в отношении к реликвиям происходит ближе к концу X века. Вероятнее всего, тогда же начинаются первые паломничества в Сантьяго‑де-Компостела: есть свидетельство, что в 951 году поклониться мощам святого отправился епископ Годескальк с двумя сотнями монахов. Епископ был родом из овернского Ле-Пюи-ан-Веле — города, обладающего собственной святыней, «Аницийской Девой» i . Из паломничества Годескальк возвращается с копией трактата «О девстве» Ильдефонсо Толедского, что делает его монастырь одним из обязательных этапов на пути в Сантьяго. Пример Годескалька — первый, но не единственный. В течение Х века одно прославление мощей следует за другим.
В 985‑м у всех на слуху мощи двенадцатилетней мученицы IV века Веры Аженской из аббатства Конк. К этому времени они находятся в аббатстве уже около ста лет, но сейчас впервые от них исходит чудо — прозревает некий слепой i . Известно, что тело святой покоится под главным алтарём базилики, а частица черепа помещена в уже существующий к 985 году реликварий нового типа — majesté («Святой во славе») в виде человеческой фигуры из облицованного золотом и украшенного драгоценными камнями и античными геммами дерева. Реликвия мученицы находилась в голове статуи, снятой с золотого изображения императора Диоклетиана. О передаче портретных черт или хотя бы пола или возраста мастера не заботились. «Мажесте» святой Веры — не единственный пример статуи-реликвария. Известно, что епископ Клермона заказывает в 946 году статую-реликварий Девы с Младенцем, которая должна была стоять на специальной колонне рядом с алтарём.
«Сначала я увидел в Орильяке статую святого Геральда на престоле в алтаре, всю в окладе из чистого золота и драгоценных камней. Его лицо было одухотворено таким живым выражением, что народ по блеску глаз определял, исполнена ли его просьба»
В начале XI века «школяр» Бернард из Анжера предпринимает паломничество в Конк. Его первоначальная цель — исследовать новую и странную практику поклонения статуям-реликвариям. Он отправляется в путь с большим предубеждением, но постепенно утверждается в мысли, что идолопоклонством почитание статуй святых назвать нельзя: «Согласно древней традиции, каждая церковь здесь [в Оверни] заказывала изготовить статую своего святого из золота, серебра или другого металла… чтобы хранить в ней его главу или другую реликвию. Это считалось просвещёнными людьми суеверием и казалось им продолжением культа богов или демонов… Сначала я увидел в Орильяке статую святого Геральда на престоле в алтаре, всю в окладе из чистого золота и драгоценных камней. Его лицо было одухотворено таким живым выражением, что… народ по блеску глаз определял, исполнена ли его просьба. Я обращался, как теперь с раскаянием признаюсь, к моему спутнику Бернье и спрашивал его по‑латыни: «Брат, что ты скажешь по поводу этого идола? Сочли бы Юпитер и Марс его достойным их?»
Три дня спустя мы вошли в монастырь святой Веры [в Конке] как раз в тот момент, когда запертое культовое помещение статуи открывали для народа. Тотчас помещение так наполнилось людьми, а толпа, бросившаяся на колени, устроила такую давку, что мы даже не могли опуститься на колени. Так как я, к сожалению, остался стоять, я поднял глаза на статую и молился: «Святая Вера, реликвия которой лежит в этой статуе, будь ко мне в день Страшного суда милостива». Затем я с насмешливой улыбкой посмотрел на Бернье, ибо эти многие безрассудные люди обращали свои молитвы к предмету без языка и души… Я презрительно называл статую Венерой и Дианой, и всё же она… не идол, которому приносят жертвы… Статую почитают скорее в память о мученице, чтобы прославить всевышнего Бога. Ныне я сожалею о своей глупости по отношению к этой возлюбленной Бога… её изображение не есть нечистый идол, а является благочестивым напоминанием… Статуя, лучше говоря, служит не чем иным, как ковчегом, где хранятся достопочтенные реликвии девы. Ювелир придал ему на свой манер человеческую форму" i .
Как мы видим, именно с сомнений, связанных с этим новым, «портретным» типом реликвария, начинается история почитания не только частицы тела, но и скульптурного образа святого — своего рода «трёхмерной иконы» на западный лад. Тот же Бернард, посетив в 1012 году собор, созванный епископом Арнальдом в Родезе, рассказывает, как видел вокруг коронованной золотой статуи Девы и креста-реликвария сгруппированные на специальных постаментах мажесте Оверни и Руэрга: святую Веру, святого Аманда и святую Марию. Примечательно, что главный замысел устроителей этого собора — склонить местную знать, занятую междоусобицами, к борьбе против арабов и очищению пути для паломников в Сантьяго‑де-Компостела i — увенчался успехом, и уже в 955—960 годах граф Руэргский назван в числе паломников к гробу апостола.
Распространение культа реликвий влияет и на церковную архитектуру. В начале XI века крипты, где хранятся реликвии, становятся многонефными и сводчатыми, обрастая обходами и периферийными капеллами. Таковы сохранившиеся по сей день крипты собора Сен-Бенинь в Дижоне и церкви аббатства Сен-Филибер в Турню (1009—1019). Примерно в это же время в Сантьяго мусульманский правитель султан Аль-Мансур разрушает базилику, но её быстро отстраивают, и криптой новой церкви становятся руины предыдущей постройки.
Романский период
Во второй половине XI века паломничества уже необычайно популярны. Чтобы облегчить проход пилигримов по боковым нефам и не мешать проходящей в это же время службе у центрального алтаря, очередной раз меняется план церквей. Появляются трёхнефные трансепты, обходы вокруг алтаря (деамбулатории) и «венцы капелл». Под влиянием новых идей храм в Компостеле перестраивается в третий раз (с 1078 года). Его епископ Диего Гельмирес разрушает первоначальный римский мавзолей и возводит над ним главный алтарь новой базилики. В 1130 году автор «Путеводителя паломника»
i
пуатевинский монах Эмерик Пико описывает уже почти завершённый романский храм, но к тому времени обходом и венцом капелл обладает уже не только церковь в Компостеле, но и четыре «паломнические» базилики на четырёх дорогах, ведущих к апостолу из Франции
i
. Крипты исчезают или оказываются заложены, реликвии поднимают на алтарь — и способ их экспонирования тоже меняется. Появляется ещё одно новшество рубежа
«Кто же этот муж, столь великий и славный, что христиане приходят поклониться ему от самых Пиреней, да и из более отдалённых стран? Их такое великое множество, что с трудом увидишь пустое место на дороге, ведущей на Запад»
К началу XII века путь в Сантьяго‑де-Компостела уже окончательно обустроен, четыре дороги, идущие через Францию, снабжены постоялыми дворами и больницами для паломников, находящимися в ведении августинского ордена. Марокканский султан Али-ибн-Юсуф, прибывший в Сантьяго для встречи с королевой Кастилии доньей Урракой, в изумлении восклицает при виде толпы, прибывающей к храму: «Кто же этот муж, столь великий и славный, что христиане приходят поклониться ему от самых Пиреней, да и из более отдалённых стран? Их такое великое множество, что с трудом увидишь пустое место на дороге, ведущей на Запад» i .
Чем больше паломников идёт по Дороге святого Иакова, тем пышнее и роскошнее становится оформление реликвий в паломнических базиликах. В собор бургундского Отена около 1146 года переносят мощи святого Лазаря, епископа Экс-ан-Прованса. В честь этого события перестраивается вся восточная часть собора — вплотную к алтарю, под которым покоятся мощи, возводят целый мавзолей из мрамора трёх цветов. Постройка представляет собой миниатюрную церковь размером 11 × 4 × 7 метров. Скульптурная группа внутри мавзолея изображает апостолов и сестёр у увеличенной копии саркофага святого, поставленной на высоких ножках таким образом, чтобы верующие могли, проползая под ней, прикладываться к алтарю i .
Аналогичным образом в алтаре базилики Сантьяго-де-Компостела в 1211 году была помещена статуя святого Иакова в человеческий рост, и паломники, поднимаясь по специальным ступеням, могли прикладываться к ней и даже меняться с апостолом головными уборами: надевать на себя его корону, а на голову статуи — свои паломнические шляпы. Палец статуи указывал на спуск в крипту, где покоятся мощи святого, а надпись на свитке гласит: «Здесь тело святого Иакова, покровителя Испании».
Впереди — дальнейшее развитие культа реликвий, новые формы реликвариев i , установление для паломников в Сантьяго индульгенции в «юбилейные годы святого Иакова», булла папы Александра III, приравнивающая святыню Компостелы к святыням Иерусалима и Рима… Недалека и полная реконструкция базилики Сантьяго в готическом стиле.
Однако в конце XVI века, в ожидании войск Фрэнсиса Дрейка, монахи изъяли и спрятали реликвии апостола и его учеников. В течение почти трёхсот лет их скрывали — сначала сознательно, — потому что испанские короли желали перенести мощи в Эскориал, но вскоре место их хранения просто забылось. Лишь в 1878 году кардинал Пайя-э-Рико начал поиски. В замурованном мавзолее реликвий не оказалось. Следуя народному преданию, стали искать за главным алтарём, и там в ночь с 28 на 29 января 1879 года был обнаружен ковчег с тремя хорошо сохранившимися скелетами.
После длительной процедуры освидетельствования подлинность мощей была подтверждена, и в 1884 году папа Лев XIII призвал католиков всего мира возобновить паломничество «по обычаю наших предков» i .