Санкт-Петербург

,

Выставки

,

Сайенс-арт

HYDRA и «Заземление»

Light Society. Шёпот (Часть серии «Tools for Transformation», с 2016 года), 2018
Иммерсивная инсталляция

Петербург в последние годы превратился в один из важных центров сайнс-арта. Только за последние пару лет возникли «Новая антропология» в Институте физиологии в Павловских Колтушах и экспериментальная площадка под названием Air в Университете ИТМО с продуманной программой в области новых технологий. Почву для этого подготовил проходящий с 2007 года фестиваль «Киберфест» (Cyfest). Затем научные институты в результате «академической реформы» начали искать более профильное, чем коммерческая аренда, применение собственной недвижимости, и, наконец, выросло поколение потребителей искусства, воспитанное новой визуальностью и ориентированное на зрелищность. Очевидная массовость и распространённость высокотехнологичного искусства, разумеется, не противоречат тому, что развлекательный компонент в нём практически полностью перекрывает смыслы, и даже усиливают эти черты. Организаторы и участники двух выставок, проходящих в Петербурге, осознают эту диалектику, изредка пытаясь противодействовать сложившемуся положению вещей, но чаще соглашаясь с ним. Зрелищные работы, в конце концов, хороши ещё и тем, что в их богатой пластике вольготно неограниченному количеству смыслов.

Открытая в популярном пространстве «Севкабель Порт» выставка Hydra названа в честь воды, основы всех живых процессов, и раскрывает заявленную тему «эко-тревожности» в двух десятках инсталляций российских и зарубежных художников.

Существующую в развитии и оттого самую сложную работу всей экспозиции, названную «Керосиновые хроники», показали давно считающиеся классиками отечественного сайнс-арта участники группы «Куда бегут собаки». Движение четырёх роботов на гусеничном ходу зависит от роста и эволюции грибка в их заполненных керосином топливных баках: совпадение выделяемых колониями запахов может привести к симбиозу машин, которые смогут заправляться одна от другой. Случится ли подобный технический «мэтч», станет ясно только со временем — недоступные обонянию человека олеофакторные свойства грибков будут меняться, предоставляя новый материал для работы художников. От работ группы, с их уподоблением механической и биологической жизни, всё больше веет своеобразным «маньеризмом», ведь качественные сдвиги в этой области если и возможны, то случатся в научных лабораториях, а не в выставочных залах.

Rimini Protokoll. win > < win, 2017
Иммерсивная инсталляция

Как правило, сайнс-арт не задействует напрямую зрительские эмоции, но работы, обеспечивающие сильное и непосредственное переживание, сейчас выигрывают. После эпидемии выход в реальность важнее ухода от реальности. Самыми интересными оказываются не виртуальные миры на видеоэкранах, сравнимые с тысячами точно таких же, а попытки художественного освоения реального пространства, пусть даже контакт со средой осуществляется самыми лаконичными средствами. Именно так выглядит 10‑минутная работа Whispers канадского арт-дуэта Light Society, ставшая главной во всей экспозиции. Романтический морской пейзаж уже не способен впечатлять, как 150 лет назад, но воспроизводится с нескрываемой театральностью благодаря мощным вентиляторам и сотням метров целлофановой плёнки. Примечательно, что идейно «левое» искусство, рассужда­ющее о проблемах экологии, заимствует тут приёмы «правого» формального арсенала, оперируя пафосом и аффектом.

Качество исполнения в высокотехнологичных видах искусства стоит на первом месте, вода выигрывает в зрелищности у земли, и Hydra продемонстрировала очевидное превосходство над проектом «Заземление», который, хотя и является частью международного фестиваля Ars Electronica, сделан с гораздо меньшим размахом. Задействованы две площадки: современная — арт-резиденция AIR ITMO, и историческая — залы Музея почвоведения, которые находятся прямо по соседству. В нейтральном белом кубе привычнее и проще, чем в музее Института почвоведения имени Докучаева, где прежде уже появлялось современное искусство, но молодые художники до сих пор выглядят пришельцами. Если не считать пары плазменных экранов, этот музей не меняется: новое поколение авторов столкнулось с плотным контекстом естественно-научной экспозиции и растворилось в нём. «Зону неразличения», которую однажды заметили между полем и лесом участники «Коллективных действий», можно обнаружить во всяком экспозиционном пространстве, но существующей в природе дистанции никогда нет в музейных залах. Соревнование в пластической выразительности оказывается здесь заведомо проигрышным для художников, создавших работы специально к выставке. Понятие «исследования» в современном искусстве девальвировано: неизменно присутствующие в первых строках пояснительных текстов слова «автор исследует…» обычно всего лишь дают повод поделиться недавно полученным новым знанием. В результате большинство работ порождают впечатление продукции кружка юных натуралистов, хотя и сделаны с современным техническим оснащением. Практики геофагии, которым посвящён проект «Музей съедобной земли», изучаются в почвоведении и этнографии, а для художников они выглядят привлекательными в смысле современного расширения понятия нормы.

Tundra. The Day We Left Field (День, когда мы покинули поле), 2021
Иммерсивная аудиовизуальная инсталляция из стекла, созданная специально для выставки Hydra

Сильные эмоции вызывает инсталляция Лилии Акивенсон и Евгения Савенко «Гул земли». В отличие от многих других, авторы этой работы отказываются от позитивистского взгляда и воспроизводят явление с минимальными комментариями, не объясняя его. Небольшой и тесный проход с очевидными «перинатальными» чертами, где вместо ожидаемого эффекта депривации оказавшийся в темноте и одиночестве зритель ощущает излишнюю материальность пространства, наполнен низкочастотным гулом, который сделан не настолько сильным, чтобы занимать внимание полностью. Гораздо интереснее свидетельства очевидцев, собранные за последний год. «Тюмень. 1:10. Прямо сейчас был слышен странный отделяющийся гул, похожий на глухое поскрипывание металла» или «Долгопрудный. Москва. Страшный гул в небе. Нереальный. Как будто работает отбойник, только в небе» — сообщения, которые могли оставить герои Мамлеева.

Экологическая повестка в искусстве далеко отдрейфовала от идеи защиты окружающей среды — примерно как полярная льдина, уносимая потеплением. Реально существующая «эко-тревожность» включает в себя озабоченность пополам с паранойей, и крики «How dare you!» всегда оказываются громче. Пандемия запустила новый виток этой эмоциональной эскалации, и санитарные требования одноразовости входят теперь в явное противоречие с популярными призывами заменить коктейльные трубочки на макароны. Публичные переживания становятся всё менее убедительными, особенно когда они принимают расхожую форму большой и эффектной инсталляции. В сравнении с непрерывно длящимся природным зрелищем его эстетическое моделирование обречено быть слабой имитацией. Но, возможно, человеческое внимание всё же приятно мирозданию и даже эти художественные попытки когда‑нибудь нам зачтутся.

«Hydra. Искусство новых медиа в контексте эко-тревожности»
«Севкабель Порт», Санкт-Петербург
11 сентября 2021 — 31 января 2022 года

Международная выставка технологического искусства «Заземление»
Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева и пространство AIR арт-резиденции ИТМО, Санкт-Петербург
8 сентября — 18 октября 2021 года