HYDRA и «Заземление»

Петербург в последние годы превратился в один из важных центров сайнс-арта. Только за последние пару лет возникли «Новая антропология» в Институте физиологии в Павловских Колтушах и экспериментальная площадка под названием Air в Университете ИТМО с продуманной программой в области новых технологий. Почву для этого подготовил проходящий с 2007 года фестиваль «Киберфест» (Cyfest). Затем научные институты в результате «академической реформы» начали искать более профильное, чем коммерческая аренда, применение собственной недвижимости, и, наконец, выросло поколение потребителей искусства, воспитанное новой визуальностью и ориентированное на зрелищность. Очевидная массовость и распространённость высокотехнологичного искусства, разумеется, не противоречат тому, что развлекательный компонент в нём практически полностью перекрывает смыслы, и даже усиливают эти черты. Организаторы и участники двух выставок, проходящих в Петербурге, осознают эту диалектику, изредка пытаясь противодействовать сложившемуся положению вещей, но чаще соглашаясь с ним. Зрелищные работы, в конце концов, хороши ещё и тем, что в их богатой пластике вольготно неограниченному количеству смыслов.
Открытая в популярном пространстве «Севкабель Порт» выставка Hydra названа в честь воды, основы всех живых процессов, и раскрывает заявленную тему «эко-тревожности» в двух десятках инсталляций российских и зарубежных художников.
Существующую в развитии и оттого самую сложную работу всей экспозиции, названную «Керосиновые хроники», показали давно считающиеся классиками отечественного сайнс-арта участники группы «Куда бегут собаки». Движение четырёх роботов на гусеничном ходу зависит от роста и эволюции грибка в их заполненных керосином топливных баках: совпадение выделяемых колониями запахов может привести к симбиозу машин, которые смогут заправляться одна от другой. Случится ли подобный технический «мэтч», станет ясно только со временем — недоступные обонянию человека олеофакторные свойства грибков будут меняться, предоставляя новый материал для работы художников. От работ группы, с их уподоблением механической и биологической жизни, всё больше веет своеобразным «маньеризмом», ведь качественные сдвиги в этой области если и возможны, то случатся в научных лабораториях, а не в выставочных залах.

Как правило, сайнс-арт не задействует напрямую зрительские эмоции, но работы, обеспечивающие сильное и непосредственное переживание, сейчас выигрывают. После эпидемии выход в реальность важнее ухода от реальности. Самыми интересными оказываются не виртуальные миры на видеоэкранах, сравнимые с тысячами точно таких же, а попытки художественного освоения реального пространства, пусть даже контакт со средой осуществляется самыми лаконичными средствами. Именно так выглядит 10‑минутная работа Whispers канадского арт-дуэта Light Society, ставшая главной во всей экспозиции. Романтический морской пейзаж уже не способен впечатлять, как 150 лет назад, но воспроизводится с нескрываемой театральностью благодаря мощным вентиляторам и сотням метров целлофановой плёнки. Примечательно, что идейно «левое» искусство, рассуждающее о проблемах экологии, заимствует тут приёмы «правого» формального арсенала, оперируя пафосом и аффектом.
Качество исполнения в высокотехнологичных видах искусства стоит на первом месте, вода выигрывает в зрелищности у земли, и Hydra продемонстрировала очевидное превосходство над проектом «Заземление», который, хотя и является частью международного фестиваля Ars Electronica, сделан с гораздо меньшим размахом. Задействованы две площадки: современная — арт-резиденция AIR ITMO, и историческая — залы Музея почвоведения, которые находятся прямо по соседству. В нейтральном белом кубе привычнее и проще, чем в музее Института почвоведения имени Докучаева, где прежде уже появлялось современное искусство, но молодые художники до сих пор выглядят пришельцами. Если не считать пары плазменных экранов, этот музей не меняется: новое поколение авторов столкнулось с плотным контекстом естественно-научной экспозиции и растворилось в нём. «Зону неразличения», которую однажды заметили между полем и лесом участники «Коллективных действий», можно обнаружить во всяком экспозиционном пространстве, но существующей в природе дистанции никогда нет в музейных залах. Соревнование в пластической выразительности оказывается здесь заведомо проигрышным для художников, создавших работы специально к выставке. Понятие «исследования» в современном искусстве девальвировано: неизменно присутствующие в первых строках пояснительных текстов слова «автор исследует…» обычно всего лишь дают повод поделиться недавно полученным новым знанием. В результате большинство работ порождают впечатление продукции кружка юных натуралистов, хотя и сделаны с современным техническим оснащением. Практики геофагии, которым посвящён проект «Музей съедобной земли», изучаются в почвоведении и этнографии, а для художников они выглядят привлекательными в смысле современного расширения понятия нормы.

Сильные эмоции вызывает инсталляция Лилии Акивенсон и Евгения Савенко «Гул земли». В отличие от многих других, авторы этой работы отказываются от позитивистского взгляда и воспроизводят явление с минимальными комментариями, не объясняя его. Небольшой и тесный проход с очевидными «перинатальными» чертами, где вместо ожидаемого эффекта депривации оказавшийся в темноте и одиночестве зритель ощущает излишнюю материальность пространства, наполнен низкочастотным гулом, который сделан не настолько сильным, чтобы занимать внимание полностью. Гораздо интереснее свидетельства очевидцев, собранные за последний год. «Тюмень. 1:10. Прямо сейчас был слышен странный отделяющийся гул, похожий на глухое поскрипывание металла» или «Долгопрудный. Москва. Страшный гул в небе. Нереальный. Как будто работает отбойник, только в небе» — сообщения, которые могли оставить герои Мамлеева.
Экологическая повестка в искусстве далеко отдрейфовала от идеи защиты окружающей среды — примерно как полярная льдина, уносимая потеплением. Реально существующая «эко-тревожность» включает в себя озабоченность пополам с паранойей, и крики «How dare you!» всегда оказываются громче. Пандемия запустила новый виток этой эмоциональной эскалации, и санитарные требования одноразовости входят теперь в явное противоречие с популярными призывами заменить коктейльные трубочки на макароны. Публичные переживания становятся всё менее убедительными, особенно когда они принимают расхожую форму большой и эффектной инсталляции. В сравнении с непрерывно длящимся природным зрелищем его эстетическое моделирование обречено быть слабой имитацией. Но, возможно, человеческое внимание всё же приятно мирозданию и даже эти художественные попытки когда‑нибудь нам зачтутся.
«Hydra. Искусство новых медиа в контексте эко-тревожности»
«Севкабель Порт», Санкт-Петербург
11 сентября 2021 — 31 января 2022 года
Международная выставка технологического искусства «Заземление»
Центральный музей почвоведения им.
8 сентября — 18 октября 2021 года