Интервью

,

Графика

,

Иллюстрация

,

Музыка

Художница Александра Гарт о своей работе с оркестром musicAeterna

Дирижер Теодор Курентзис проводит множество событий, которые принадлежат смежному пространству — между музыкой, театром и современным искусством, а его оркестр и хор musicAterna давно и плотно сотрудничает с современными художниками, например, предлагает им создавать графические и фотосерии, которые будут откликаться на произведения из музыкальной программы. Потом эти работы становятся частью концертных буклетов, и в результате получаются полноценные коллекционные книги с музыковедческими эссе и тематическими иллюстрациями. А в 2024 году оркестр musicAeterna пригласил петербургскую художницу Александру Гарт поработать с ними целый сезон — об этом она рассказала журналу.

Александра Гарт. Из серии иллюстраций для оркестра musicAeterna
Расскажите, как сложилось ваше сотрудничество с musicAeterna? Было ли какое-то «техзадание» или договорённость на что-то конкретное?

До того, как я стала работать над иллюстрациями сезона 2024−25, уже выходил буклет к концерту Прокофьева в конце 2023 года (там были использованы мои гравюры 2018 года), потом мне заказали иллюстрации для репертуарной книги 2024−25, получилось, если можно так сказать, коллекционное издание — ручная печать и переплет, тиражом, кажется, всего пятнадцать экземпляров. Для той книги я сделала 7 ксилографий с изображениями — более или менее реалистичными — оркестра, инструментов и как бы передающими дух концертов, каким я его воспринимаю. То, что я делаю для буклетов 2024−25 можно считать логическим продолжением иллюстраций из репертуарной книги.

Александра Гарт. Из серии иллюстраций для оркестра musicAeterna
А как это выглядит на практике? Например, ходите ли вы на каждую репетицию, когда оркестр в Петербурге? Общаетесь ли с музыкантами? Нужно ли это общение вам вообще и интересно ли?

Оркестр репетирует чуть ли не каждый день, когда готовится концерт, но я прихожу, когда у меня есть возможность, рисую где-то 15−20 набросков, из которых мы позже отбираем 4, которые пойдут в печать.

И я ни с кем там не разговариваю. Люди приходят на работу, я прихожу на работу, разговаривать друг с другом незачем, это абсолютно точно к работе не относится.

Иллюстрации Александры Гарт в буклете musicAeterna, 2024
Иллюстрации Александры Гарт в буклете musicAeterna, 2024
Иллюстрации Александры Гарт в буклете musicAeterna, 2024
Иллюстрации Александры Гарт в буклете musicAeterna, 2024

Почему именно фигуративные изображения? Ведь, наверняка, у художника есть большой соблазн рисовать не оркестр, дирижёра, солистов, а именно музыку, которую они исполняют?

Странный вопрос, я не настолько абстракционистка (вернее, вообще не абстракционистка), чтобы рисовать собственно музыку. Это правда, что меня мало привлекает изображение людей, но сама геометрия и структуры оркестра завораживают, глядя на музыкантов с балкона, я воспринимаю пространство репетиционного зала и оркестр в нём как пейзаж.

Александра Гарт. Из серии иллюстраций для оркестра musicAeterna
Александра Гарт. Из серии иллюстраций для оркестра musicAeterna
Александра Гарт. Из серии иллюстраций для оркестра musicAeterna
Александра Гарт. Из серии иллюстраций для оркестра musicAeterna

Тогда скажите, отражается ли содержание конкретных музыкальных произведений в том, что вы рисуете?

Не могу сказать о содержании, но, конечно, стиль и образы довольно сильно меняются от серии к серии — и дело не только в составе оркестра, но и в разной пластике музыкантов и дирижёра, нельзя выглядеть и двигаться одинаково, исполняя Баха и Шнитке.

Александра Гарт. Из серии иллюстраций для оркестра musicAeterna
Александра Гарт. Из серии иллюстраций для оркестра musicAeterna
Александра Гарт. Из серии иллюстраций для оркестра musicAeterna
Александра Гарт. Из серии иллюстраций для оркестра musicAeterna

И с какой музыкой в этом смысле работать было интереснее всего? Ну или проще: на репетициях чего вам больше всего понравилось?

Я работаю в шумоподавляющих наушниках — тем более, что репетиция это не исполнение произведения от и до, а тренировка и шлифовка отдельных его частей; при всем желании сложно получать удовольствие от музыки на репетициях. А рисовать интересно в любом случае, не приятно, а именно интересно.

Александра Гарт. Из серии иллюстраций для оркестра musicAeterna
И, кстати, почему именно с балкона? Вас, наверняка, пустили бы максимально близко. То есть Вы сами выбрали такой ракурс?

а) чтобы никого не отвлекать
б) мне так захотелось.