Художница Александра Гарт о своей работе с оркестром musicAeterna
Дирижер Теодор Курентзис проводит множество событий, которые принадлежат смежному пространству — между музыкой, театром и современным искусством, а его оркестр и хор musicAterna давно и плотно сотрудничает с современными художниками, например, предлагает им создавать графические и фотосерии, которые будут откликаться на произведения из музыкальной программы. Потом эти работы становятся частью концертных буклетов, и в результате получаются полноценные коллекционные книги с музыковедческими эссе и тематическими иллюстрациями. А в 2024 году оркестр musicAeterna пригласил петербургскую художницу Александру Гарт поработать с ними целый сезон — об этом она рассказала журналу.
До того, как я стала работать над иллюстрациями сезона 2024−25, уже выходил буклет к концерту Прокофьева в конце 2023 года (там были использованы мои гравюры 2018 года), потом мне заказали иллюстрации для репертуарной книги 2024−25, получилось, если можно так сказать, коллекционное издание — ручная печать и переплет, тиражом, кажется, всего пятнадцать экземпляров. Для той книги я сделала 7 ксилографий с изображениями — более или менее реалистичными — оркестра, инструментов и как бы передающими дух концертов, каким я его воспринимаю. То, что я делаю для буклетов 2024−25 можно считать логическим продолжением иллюстраций из репертуарной книги.
Оркестр репетирует чуть ли не каждый день, когда готовится концерт, но я прихожу, когда у меня есть возможность, рисую где-то 15−20 набросков, из которых мы позже отбираем 4, которые пойдут в печать.
И я ни с кем там не разговариваю. Люди приходят на работу, я прихожу на работу, разговаривать друг с другом незачем, это абсолютно точно к работе не относится.
Странный вопрос, я не настолько абстракционистка (вернее, вообще не абстракционистка), чтобы рисовать собственно музыку. Это правда, что меня мало привлекает изображение людей, но сама геометрия и структуры оркестра завораживают, глядя на музыкантов с балкона, я воспринимаю пространство репетиционного зала и оркестр в нём как пейзаж.
Не могу сказать о содержании, но, конечно, стиль и образы довольно сильно меняются от серии к серии — и дело не только в составе оркестра, но и в разной пластике музыкантов и дирижёра, нельзя выглядеть и двигаться одинаково, исполняя Баха и Шнитке.
Я работаю в шумоподавляющих наушниках — тем более, что репетиция это не исполнение произведения от и до, а тренировка и шлифовка отдельных его частей; при всем желании сложно получать удовольствие от музыки на репетициях. А рисовать интересно в любом случае, не приятно, а именно интересно.
а) чтобы никого не отвлекать
б) мне так захотелось.