2000-е

,

Инсталляция

,

Индия

,

Тайна

,

Художники-шаманы

Художники-шаманы. Субодх Гупта: Очень голодный художник

Из-за маски шамана в новых реалиях может выглядывать и коммерсант

№ 2 (585) / 2013

Субодх Гупта

Индийский художник (р. 1964), живёт и работает в городе Гургаон. Прославился инсталляциями из металлической кухонной утвари

Субодх Гупта. Очень голодный бог, 2006
Посуда из нержавеющей стали. Вид инсталляции у Палаццо Грасси

Субодха Гупту называют «Дэмиеном Хёрстом Нью-Дели». Его самая известная, хотя не факт, что самая выдающаяся, работа сделана в 2006‑м. «Очень голодный бог» — череп-верзила из коллекции Франсуа Пино, красовавшийся на венецианском Гранд-канале — это сотни вёдер из нержавейки. В том же 2006‑м субодховский «Бог» попал в парижский собор Сен-Бернар в рамках «Белой ночи», и с этого момента начались разговоры о новой метафоре vanitas. Через год «Ради любви к Богу» — усеянный бриллиантами платиновый череп работы Хёрста — поставит ценовой рекорд и уйдёт с молотка за 100 миллионов долларов. И то и другое — не то чтобы свежий сюжет, но очередной его извод в новые времена получил дополнительный оттенок. Бог Гупты амбивалентен. Можно, конечно, сказать, что во «взгляде» его пустых глазниц есть нечто предупреждающее, но в играх со временем у теперешних героев чересчур уж много заигрываний. В отличие от классических vanitas, тщета сегодня стала эффектной и даже манящей. А персонаж Субодха Гупты — что бездонный колодец, куда, как в топку, нужно вновь и вновь кидать хлеб и зрелища. Речь уже не о том, что всё в этом мире преходяще, а о цикличности рыночного механизма, из которого попробуй выберись.

Уроженец Кхагаула, в 1988‑м художник окончил Колледж художественного и декоративного искусства Патны, получив диплом живописца. Кистью он не брезгует, но более (чудо) действенным способом заявить о себе оказались его скульптуры-инсталляции. Гупта взял за основу своей эстетики традиционный уклад родной страны и детские воспоминания. Потому всё в его творчестве замешано на образах домашней кухни: инсталляции он собирает из недорогой посуды, а присутствие священных животных, которых он (в отличие от Хёрста) не кладёт в формальдегид, обозначает отходами и коровьими лепешками. В быту они используются и как топливо (разжечь огонь и приготовить еду), и даже как строительный материал, ну, и, наконец, это часть сферы сакрального. В видео «Чистый» художник постепенно смывает с себя экскременты, играя на зазоре между традиционными поверьями, что навоз способствует в том числе духовному очищению, и современным отношением к этим отходам.

Субодх Гупта. 216 мешков, 2007
Мешковина. Размеры варьируются. Courtesy the artist and Hauser & Wirth

Однако фирменный знак Гупты — именно неокрашенная посуда из нержавеющей стали (также как игрушки из раскрашенной нержавейки — верная примета творчества Джеффа Кунса). Будь то кухонная выгородка на 51‑й Венецианской биеннале или домашняя утварь в лодке, норовящей прикинуться ладьей Харона, на Первой индийской биеннале в Кочи в конце прошлого года. Или, например, карликовая триумфальная арка — сложенный из вёдер гигантский магнит. Или «Три обезьянки Ганди» — бронзовые со стальными вставками головы военных: гуптовская посуда становится здесь парафразом знаменитого «Не вижу зла, не слышу зла, не говорю о зле». Противоречивый пафос метафоры, переведённой в милитаризированный контекст, понятен, но к чему здесь кухонная утварь?

Три года назад Гупта дебютировал в театре. В рамках Года Франции в России Большой театр представил публике амбициозный проект — «А дальше — тысячелетие покоя. Creation-2010». Этот балет с русскими и французскими танцовщиками поставил знающий, как пощекотать нервы публике хореограф Анжелен Прельжокаж. В компаньоны он взял композитора Лорана Гарнье, художника по костюмам Игоря Чапурина, и Гупту — в качестве сценографа. Первоначально постановка называлась «Апокалипсис», Прельжокаж пояснял тогда в интервью, что не собирается иллюстрировать «Откровение св. Иоанна», речь идёт «об апокалипсисе наших тел»: «Мы скорее говорим о том, что прячется в укромных уголках нашего бытия». Иллюстрируя режиссёрские идеи, Гупта стремительно, как молнии, бросал на сцену цепи, двигал то широкие, то зажимающие героев стены, а артистов, изображавших мытарства, увенчал своим фирменным кухонным скарбом.

Субодх Гупта. Деяние, 2010
Окрашенная бронза, мука, стол, 8,5 × 18 × 59,5 см / 76,2 × 75.6 × 121,9 см

Получается, что постоянная для Гупты тема древних ритуалов родной Индии, переведённых на современный язык сверкающего металла, годится и на vanitas, и на апокалиптические измышления, и даже на иронично-агрессивную критику консюмеризма, которая вдруг оборачивается любованием. Завидный универсализм, где ловкость рук становится главным инструментом проведения шаманского ритуала. Хотя сценографический труд Гупты и правда был впечатляющим.

Насколько ритуалы Гупты преображают мир, на сколько хватит его творческого дыхания, рассудит время — с меняющимся рынком он уже совладал. Гупта вполне уверенно чувствует себя в ранге одного из самых известных и дорогих индийских художников, а проблему индивидуальности стиля он вроде как решил обращением к корням. Со стороны, правда, кажется, что стиль этот уже заходит в тупик. Он весь — в неоднозначности метафоры, которую удобно трактовать в противоположных направлениях. Пустая посуда — это голод конкретной страны или ненасытное потребление современности как таковой?