Haendel. Церемония посвящения Георгу Фридриху Генделю

Haendel. Церемония посвящения Георгу Фридриху Генделю. Выступление оркестра MusicAeterna в концертном зале «Зарядье», дирижёр Теодор Курентзис. Октябрь 2025

Концерт-пастиччо из разных сочинений Георга Фридриха Генделя открывал нынешний Дягилевский и, как это принято на фестивале, задавал все основные сюжетные линии и лейтмотивы программы. Теперь же «Церемония посвящения Генделю» прозвучала в Москве и Петербурге и отправляется в тур по городам Испании и Греции — Мадрид, Барселона, Валенсия, Салоники. Если на Дягилевском церемония была частью большого разговора о том, как сюжеты из барочной оратории развиваются в опере XIX века, как пародийные отклики на opera seria звучат в веке XX-м, то любопытно, о чем с нами будет разговаривать та же программа, но уже представленная отдельно?

Haendel. Церемония посвящения Георгу Фридриху Генделю. Выступление оркестра MusicAeterna в концертном зале «Зарядье», дирижёр Теодор Курентзис. Октябрь 2025

Нынешняя Церемония приурочена к 340-летию Генделя, но интересно, что в 2025-м юбилей отмечают два величайших композитора эпохи барокко — Георг Фридрих Гендель и Иоганн Себастьян Бах, оба родились в 1685 году. Тем не менее, субъективно кажется, что сочинения Генделя сегодня звучат чаще, ему посвящено больше событий в музыкальном календаре. Это замечание вряд ли касается непосредственно musicAeterna, ведь в 2024 году Теодор Курентзис открывал Дягилевский фестиваля «Страстями по Матфею» Баха, а в этом году — Генделем. И всё-таки музыкальный мир как будто ощущает Генделя более созвучным нашему времени.

Haendel. Церемония посвящения Георгу Фридриху Генделю. Выступление оркестра MusicAeterna в концертном зале «Зарядье», дирижёр Теодор Курентзис. Октябрь 2025

Художница Ирина Нахова однажды заметила, что в брежневскую эпоху время казалось остановившимся и можно было слушать все кантаты Баха одну за другой до бесконечности. С тех пор Бах, разумеется, не устарел, и всё-таки дверь в ту вселенную, где звучат эти кантаты, сегодня кажется плотно прикрытой. Мы застряли в собственном времени и задыхаемся в нём. А что же Гендель? Его оратории были блокбастерами XVII века и не растеряли этого свойства до сих пор. В больших алтарных композициях эпохи барокко сюжет всегда развивается по вертикали — падшие ангелы низвергаются в Преисподнюю, души святых и праведников воспаряют на небеса, мир раздираем на части, все его составляющие пребывают в бесконечном и стремительном движении, любое происшествие — часть великой битвы между добром и злом, любой момент времени — самая острая фаза конфликта. Но это вовсе не тот конфликт, что был открыт искусством ХХ века: в нём нет вывернутого наизнанку человеческого нутра, грязи, вони и осознания конца эстетики, напротив — все происходящее гипертрофировано прекрасно, так торжественно и чинно, что кажется нереальным. Вот и музыка Генделя — часть той же самой художественной вселенной, и она, надо признать, как нельзя лучше описывает наши сегодняшние переживания.

Haendel. Церемония посвящения Георгу Фридриху Генделю. Выступление оркестра MusicAeterna в концертном зале «Зарядье», дирижёр Теодор Курентзис. Октябрь 2025

И вот Теодор Курентзис собирает собственную ораторию из всего корпуса сочинений Генделя, выстраивая идеальный баланс между ариями, диалогами и хоровыми номерами, между ангелами, коварными соблазнительницами и волшебными средневековыми рыцарями. И надо сказать, само намерение пересобрать ораторию и сконструировать ещё одну, быть может, самую лучшую из фрагментов разных произведений как раз идеально соответствует генделевскому методу. Композитор брал самые удачные куски из одних произведений и перемещал их в другие, один и тот же музыкальный материал он отдавал сначала короле Кастильской, затем аллегорической фигуре Удовольствия, затем безутешной пленнице коварного царя Альмирене — то есть, не так уж важен сюжет, или кто произносит те или иные слова. Важно мироощущение, которое передаёт эта музыка, поэтому её можно бесконечно компоновать в разных вариантах и смотреть, как она резонирует с нашими душевными метаниями. И Курентзис, конечно, подчеркивает эти созвучия, исполняя барочные произведения так, как если бы они были написаны даже не вчера, а сегодня.

Haendel. Церемония посвящения Георгу Фридриху Генделю. Выступление оркестра MusicAeterna в концертном зале «Зарядье», дирижёр Теодор Курентзис. Октябрь 2025

Режиссёром мероприятия выступила Елизавета Мороз. Может показаться, что концерту режиссура не требуется вовсе. Однако Гендель писал церемониальную музыку, вне зависимости, работал ли он для королевского двора в Лондоне или для кардиналов в Милане, да и жанр нынешнего мероприятия обозначен именно как церемония. Соответственно движение хористов подчинено определённому рисунку, их позы, скорее всего, взяты из той же барочной живописи, в кульминационные моменты скрипки поднимаются и играют стоя, а вокальные партии превращаются в диалог голоса и пластики, солисток Академии им. Антона Рубинштейна и дирижёра. А во время хорового исполнения O love Divine и в диалоге Eternal Source of Light Divine к оркестру, хору и солистам присоединяются танцоры musicAeterna Dance — которые в своих движениях и вовсе не похожи на людей, как не похожи на людей ангелы.