Природа

,

Выставки

,

Экология

Грядущий мир: экология как новая политика. 2030—2100

Джон Акомфра. Пурпур, 2017
Кадр из видео

Где: Музей современного искусства «Гараж», Москва
Когда: 28 июня — 1 декабря 2019 года

Для куратора каждая выставка — это вызов: какую в этот раз выбрать экспозиционную тактику, как соблюсти баланс между edutainment и критикой; искусством, работающим с личным опытом, и работами, обращающими взгляд зрителя на социальное; произведениями известных и начинающих авторов; вниманием к чувственному и концептуальному. Экологическая проблематика заставляет с особым тщанием отнестись к выбору кураторского подхода: тема острая, но до последнего времени обделенная вниманием российской арт-сцены. В сущности, выставка «Грядущий мир» в «Гараже» — одна из первых попыток масштабного высказывания по поводу климатических изменений и воздействия человека на природу в русскоязычной среде.

Тема экологии в российских СМИ поднимается не слишком часто, регулярно о ней пишут разве что нишевые издания или блогеры. В восприятии широкой публики интерес к экологии чаще всего ассоциируется либо с наукой, либо с активизмом. Соответственно, перед кураторами предстает задача показать, что экологию на самом деле нужно учитывать при принятии решений в любой сфере деятельности, а истории о ней можно рассказать не только языком науки или агитации, но и, например, искусства. Здесь возникает первый вопрос: стоит ли полностью отказываться от двух доминирующих способов разговора об экологии, учитывая, как много наука и активизм сделали для нашего понимания темы? Кроме того, не будет ли отказ от внедрения нарративов извне искусства подрывать идею междисциплинарности самой проблематики?

Александр Образумов. Un/recyclable, 2019
Эскиз

Кураторы выставки «Грядущий мир» Снежана Кръстева и Екатерина Лазарева решили сделать акцент на высказывания художников. Научный дискурс как таковой на выставке не представлен. По сути, единственный голос, который сопровождает нас на экспозиции — это голос художников. Здесь много рассуждений про чувственность — в том числе, фантазии о чувственности других (существ), как например в видео-эссе Лоуренса Лека о мире, где искусственный интеллект примеряет на себя роль художника, или в инсталляции Rimini Protokoll, героями которой наравне со зрителями становятся медузы. Есть и мысленные эксперименты об устройстве будущего, и работа с материальностью (как в работах Studio Drift и Сергея Кищенко).

Сюжет «Грядущего мира» построен, как следует из названия, вокруг размышлений о будущем. Прошлое и настоящее тут тоже представлены, но им выделено гораздо меньше места. Что довольно обидно: ведь вместе с ними сжимается и зона для обсуждения текущих споров вокруг понятия «антропоцен». Корень «антропос» подчеркивает человекоцентричность процесса изменений в окружающей среде — а ведь не только человек влияет на природу, хотя его влияние и велико. Также отсюда вытекает мысль, что раз человек во всем виноват, то миссия по спасению планеты становится своего рода искуплением грехов. Наконец, «антропос» покрывает собой все человечество, хотя мы знаем, что в эксплуатации природных ресурсов и нещадном отношении к существующим экосистемам стоит в большей степени винить западные капиталистические страны, построившие свое благополучие на колониализме. Об этом, например, пишут Хизер Дэвис и Зои Тодд в свое тексте «On the Importance of a Date, or Decolonizing the Anthropocene». Более того, к сожалению, мы знаем, что в грядущем мире климатические изменения неизбежно принесут больше урона Африке, Азиатско-Тихоокеанском региону, Западной Азии, Латинской Америке, островам Карибского бассейна и Северной Америке, чем Европе.

Даг Эйткен. Сад, 2017
Вид инсталляции

Ти Джей Демос — один из теоретиков, участвовавших в публичной программе выставки «Грядущий мир» — не устает повторять на своих лекциях и в своих текстах, что эпоха антропоцена проявляет, усугубляет существующие политические и идеологические проблемы, в числе которых — социальное и экономическое неравенство и расизм. Мы не можем говорить об экологии, избегая процессы, происходящие в мировой политике (скажем, Брекзит), и правовые аспекты охраны окружающей среды — ведь у каждого государства существуют свое законодательство на этот счет. Опустить различия в концептуальных и правовых аспектах экологической проблематики в разных странах — означает уйти от конкретики в мир фантазий и упустить шанс оперировать актуальными данными, не известными большинству людей. Вот лишь один из ярких примеров: Боливия и Эквадор стали первыми странами, осознавшими серьезность экологического кризиса и важность защиты природы на законодательном уровне — в этих странах права «матери-природы» (pachamama) были внесены в Конституцию. Таким образом там проявляют заботу и об окружающей среде, и о собственных культурных традициях, вплетая в закон образ из мифологии.

Хуан Юн Пин. Американская кухня и китайские тараканы, 2019
Вид инсталляции в Музее современного искусства «Гараж», Москва

Увы, несмотря на название выставки, непосредственно о политике на ней говорят разве что работы Сюзанн Шуппли и Ким Абелес, а также, возможно, инсталляция Хуан Юн Пина «Американская кухня и китайские тараканы», встречающая посетителей музея у входа, хотя последнее произведение скорее пародирует политическое высказывание.

Разочаровывает и то, что выставке не удается избавиться от напоминаний о колониализме. Так, в кураторском тексте звучит фраза о воображаемом моменте, «когда развитие технологий сделает колонизацию других миров возможной». Конечно, колонизация — это отличный выход из ситуации, когда на вашей родной планете не осталось подходящих для эксплуатации ресурсов…

Неупокоенным призраком по выставке бродит и дух гуманизма, очевидный в образном ряде видеоинсталляции Джона Акомфры «Пурпур»: в центр повествования помещен Человек, а природа выступает не более чем обрамлением его бренной жизни.

Хейден Фаулер. Снова вместе, 2017
Документация перформанса. VR-дизайнер: Эндрю Йип

Кажется, тактический фокус экспозиции на грядущем оказался не столь успешным для реализации заявленных кураторами целей — работы с политическим и попытки приблизить экологическую проблематику к зрителю, раскрыть ее в конкретных кейсах, а не в отвлеченных рассуждениях. Не возьмусь утверждать, остается ли у зрителя после выставки ощущение, что он стал лучше понимать мир антропоцена и роль человека в нем. Однако приведу напоследок пример проекта, где бок о бок работали ученые, философы, режиссеры и художники. Это выставка Reset Modernity под кураторством Бруно Латура и его коллег, проходившая в 2016 году в ZKM в Карлруэ. Как раз благодаря соседству исторических документов, исследовательских данных и художественных произведений зрители могли получить там как абстрактную картину происходящего, так и конкретные примеры — чего и хотели добиться кураторы выставки «Грядущий мир».