За пределы человеческого

,

VR

,

Дополненная реальность

,

Цифровое искусство

Группа Synticate: «У нас есть арты с лепестками, которые мы наделили свойствами медуз и способностью ловить радиоволны»

Владислав Ткачук и Роман Цуканов объединились в арт-группу Synticate, чтобы создавать цифровые формы жизни и рассказывать о будущем симбиозе природы и технологий. Художники уверены, что этот союз будет счастливым и гармоничным и что именно технологии помогут нам создать экологичную среду для жизни. Свою концепцию, названную ими экофутуризмом, художники пропагандируют на многочисленных фестивалях цифрового искусства и сайенс-арта, в частности — на фестивале цифрового искусства «ДОП», который проходил в московском метро в начале сентября 2021 года

№ 3 (618) / 2021

Synticate

Российская художественная группа (Владислав Ткачук и Роман Цуканов), созданная в 2019 году. Участники фестивалей диджитал-и сайенс-арта. Развивают и продвигают концепцию экофутуризма

Группа Synticate. Biomonitor. Из серии «Киберорганика», 2021
Кадр из видео

Владислав Ткачук: Мы визуализируем мир, где будущее позитивно, где технологии гармонично интегрированы в экологически чистый мир. Для этого мы ищем идеи, которые нас вдохновляют, и транслируем их. Например, можно передавать радиоволны посредством различных устройств, а можно через растения животным, и животные будут эти волны принимать — я слышал, сейчас ведутся такие эксперименты. Или, например, один из наших объектов — это лета­ющее существо, которое умеет очищать воздух. Оно летает над пробками, впитывает в себя загрязнения и отфильтровывает воздух, а само живёт на том веществе, которое выработало во время фильтрации. То есть мы изображаем мир, где люди пересмотрели свой подход к технологиям так, чтобы те не наносили ущерба ни человечеству, ни природе.

Роман Цуканов: Ещё один из наших арт-объектов — это Mycelium, он дышит светом. Давайте представим, что в интерьерах будущего появятся такие штуки, которые будут красиво висеть в углах где‑то под потолком, например в спальнях. Синтетическая грибница выглядит как некая абстрактная форма, состоящая из шаров, которые днём питаются солнечным светом и раздуваются, а когда стемнеет, начинают светиться. У них та же фрактальная структура, которая лежит в основе математического строения вселенной. Они гармонизируют воздух, работают как фильтр, могут служить кондиционером и ещё и звучат на 432 Гц, что способствует хорошему слуху. Это и медиаискусство, и объект с практическим применением.

Группа Synticate. Mycelium. Из серии «Киберорганика», 2021
Кадр из видео

Тут можно вспомнить, что современные архитекторы, та же Заха Хадид, сглаживают углы, потому что в углах скапливается негативная энергия, с которой не стоит жить. Если наши объекты размещать по углам, они будут там разрастаться и гармонизировать эту энергию посредством своей фрактальной структуры. То есть они ещё и ментально очищают пространство — мы в это верим, и нам это нравится. Мы говорим людям о каждом нашем арте: смотрите, это природа, это точно такой же живой организм, это точно такие же молекулы, как и мы с вами. Мы настаиваем на том, что любая структура, которую мы придумываем, должна способствовать развитию технологий в гармонии с природой. Однако мы смотрим не с позиции зелёных, мы не Greenpeace, мы прекрасно понимаем, что если прекратить использование всех технологий, люди уйдут жить в лесные землянки, поэтому не стоит пытаться останавливать неизбежное. Нужно просто, чтобы одновременно с разработкой новых технологий создавались системы, которые убирают негативное воздействие этих самых технологий. Грубо говоря, сколько деревьев ты вырубил при постройке дома, столько же обязан посадить. Это очень условная формулировка, но более-менее понятная.

Один из наших объектов — это летающее существо, которое умеет очищать воздух. Оно летает над пробками, впитывает в себя загрязнения и отфильтровывает воздух, а само живёт на том веществе, которое выработало во время фильтрации

Владислав Ткачук: Мне бы хотелось уточнить, что мы не то чтобы делаем прототип того, как всё в будущем будет устроено, а потом думаем, как всё это реализовать. Нет, мы надеемся, что наши работы увидит, например, какой‑нибудь инженер, у него в голове что‑нибудь перещёлкнет и он начнёт разрабатывать что‑то с той же системой ценностей или с тем же подходом. Или что наши работы повлияют на людей, которые будут двигать технологии будущего, которые просто неизбежно должны стать экологически позитивными через пару десятков лет, других вариантов просто уже быть не может.

На самом деле мы даже исследуем, как сделать так, чтобы наши работы вызывали у человека позитивные вибрации, чтобы они воздействовали на его ментальную сферу благотворным образом. То есть у нас есть прицел на терапевтический эффект, и мы хотим, чтобы незаметно для себя люди осознавали вопросы, которые мы ставим, и отвечали себе на них — это, мы считаем, ускорит наше движение к позитивному будущему.

Группа Synticate. Cybercorals. Из серии «Киберорганика», 2021
Кадр из видео

Дело в том, что западная культура — лидер во всём, что касается технологического развития, но очень хорошо заметно, что сейчас эта культура идёт к краху, к киберпанку, когда на фоне деградации человечества происходит расцвет технологий. И мне кажется, нам стоит поучиться у культур, которые уже несколько тысяч лет развивались в контакте с природой, в гармонии с окружающим миром. Каждый из нас что‑то привносит оттуда в свою жизнь: те же практики йоги, медитации — так мы ищем ответы, которые нам не даёт западная культура.

Синтетическая грибница выглядит как некая абстрактная форма, состоящая из шаров, которые днём питаются солнечным светом и раздуваются, а когда стемнеет, начинают светиться. Они гармонизируют воздух, работают как фильтр и могут служить кондиционером

Роман Цуканов: Мы живём в Москве, но когда выбираемся из города даже не к морю, а к речке, например, мы именно там находим весь тот спектр ощущений, что пытаемся передать в работе: мир гармоничен, мы не одни в этой вселенной, смысл жизни в том, чтобы взаимодействовать, развиваться, расширяться. Ощущая вот эти глубинные взаимодействия с миром, мы пытаемся их потом синтезировать, сращивая цифру с природой, то есть привносим их в среду, где живут люди, которая понятна людям. По сути, мы становимся немножко ближе к природе, сидя дома, посреди заполненной автомобилями улицы, и нам становится теплее от того, что мы делаем. И когда мы смотрим близкие нам по духу арты, нас это успокаивает и мы хотим развиваться дальше. Но самое главное — что хотя у нас много цифры, но в центре всего этого находится человек в его сотворчестве с другими людьми. Всё, что мы делаем, сделано для человека, для нас, для нашего успокоения или погружения в медитативное состояние, в котором человек очищается от стресса и неврозов и ему становится легче идти дальше.

Владислав Ткачук: Что касается человека, то я считаю его совершенным существом. Не стоит в него вмешиваться: вам едва ли удастся сделать что‑то круче. Поэтому я не особо приветствую, когда утверждается, что нужно создавать какие‑то гибридные формы или каких‑нибудь ­киборгов. Мы считаем, что да, роботы будут нам помогать, делать то, что мы не можем или не хотим делать, но приоритет останется за человеком.

Группа Synticate. Jellyleaves. Из серии «Киберорганика», 2021
Кадр из видео

Роман Цуканов: Возвращаясь к вопросу синтеза биологии и технологий, digital art — это для нас такой инструмент, который позволяет визуализировать сам смысл этого синтеза. Вот мы этот синтез нарисовали и говорим: ребята, давайте подумаем, может быть, такое будущее было бы интересно, круто было бы к нему стремиться.

При этом хотя мы и черпаем вдохновение в природе, мы не хотим отрисовывать реальную природу, она прекрасна в том виде, в каком есть. Да, классно, если, когда вы смотрите на какой‑нибудь листочек, будет появляться VR-предупреждение, что он через десять дней завянет, если вы не сделаете этого и этого. Но при этом мы создаём собственную вселенную, где упрощён доступ к природным процессам, где всё переплетено. В будущем каждый наш арт будет наделён способностью общаться со зрителем. Уже сейчас у нас есть свой маскот Синти — она исследователь, искусственный интеллект, который обучался на основании запросов посетителей специализированной выставки, то есть людей, которые интересуются искусством и технологиями. У нас есть арты с лепестками, которые мы наделили свойствами медуз и способностью ловить радиоволны, и в нашей вселенной можно пофантазировать и почувствовать, как с нами общаются растения. На самом деле в живой природе это тоже происходит, но мы визуализируем эти процессы и делаем их наглядными. Мы консультируемся с учёными, как происходят разные физические и биологические процессы, чтобы их правильно отобразить и чтобы мы понимали, как наше искусство будет воздействовать на человека.

В цифровом мире тоже всё это есть: есть вирусы, есть мусорный контент, который засоряет нашу голову, есть цифровая экология. А учитывая, что через пару лет всё уйдёт в область дополненной реальности, мы хотим, чтобы эти миры выглядели красиво, чтобы люди видели, как одни процессы влияют на другие, как из этого вырастает цифровая биология, физика, химия. Нам очень нравится всё это смешивать, тем более что сегодня области, которые раньше не были связаны, вдруг оказываются очень близки — физика с творчеством, химия с рисунком. И нам хочется, чтобы человек, который идёт по городу, вдруг видел в дополненной реальности посреди всего рекламного шума какой‑нибудь красивый медитативный арт, который полностью меняет его восприятие.