2010-е

,

Архитектура

,

Северные страны

,

Путеводитель

,

Музеи

,

Финляндия

Города. Хельсинки

Путеводители пишут не только для того, чтобы путешественники понимали, в какую сторону поворачивать голову, но и чтобы читателю страстно захотелось посетить тот или иной город. Наш гид предельно личный: мы рекомендуем то, что сами хотели бы увидеть ещё раз, а остальное игнорируем. Далеко не все описанные здания и арт-пространства находятся в пределах исторических центров, так что эти заметки категорически не подойдут для торопливых круизных туров по северным столицам

№ 2 (601) / 2017

Музей современного искусства Киасма. Вид интерьера

Хельсинки

Киасма

Mannerheiminaukio 2
Вт, Вс 10:00—17:00, Ср—Пт 10:00—20:30, Сб 10:00—18:00
Бесплатный вход каждую первую пятницу месяца

www.kiasma.fi

Киасма (Kiasma), безусловно, главное арт-пространство Финляндии, входит в число лучших в мире музеев современного искусства. Именно сюда привозят блокбастеры, например выставку Моны Хатум из Лондона, свою же коллекцию постоянно ротируют, например выбирают из собрания предметы, которые нужно воспринимать не глазами, а другими органами чувств — обнюхивать, ощупывать, пересобирать; разумеется, всё это прекрасно работает для приобщения детей к миру современного искусства, для них в залах развешивают ящички со специальными игровыми заданиями по важным экспонатам. Открытость и доступность для каждого подчёркивается буквально всеми элементами архитектурного решения Стивена Холла. Искривлённая линия фасада, лестницы и пандус отсылают к древнегреческому слову χιασμός (хиазм — «крестообразный»), давшему название всему зданию, то есть к пересечению идей и мнений в пространстве музея. Стеклянный западный фасад с видом на площадь намекает на открытость городу и миру. Под стать и программа, нацеленная, конечно, на местную аудиторию с безумным количеством музыкальных, танцевальных, театральных событий. Кстати, на всех этих мероприятиях прекрасно видны особенности финской арт-­системы, где не в чести конкуренция, зато неизменно какое‑то невероятное стремление к сотрудничеству и взаимной поддержке.

Атенеум

Kaivokatu 2
Вт, Пт 10:00—18:00, Ср—Чт 10:00—20:00, Сб—Вс 10:00—17:00

www.ateneum.fi

Построенный некогда как храм искусств, Атенеум (Ateneum) является теперь одним из зданий Финской национальной галереи. У зажатой между Швецией и Россией Финляндии никогда не было возможности закупать престижное международное искусство, так что собрание прирастало в основном подарками. Например, от жителя финской Куоккалы Ильи Репина, который в 1919 году передал музею три десятка полотен, своих и чужих, а еще через год добавил свеженаписанную картину «Финские знаменитости», предметом изображения был обед в честь русского художника с участием Аксели Галлен-Каллелы, Яна Сибелиуса и Карла Маннергейма. Есть тут и Ван Гог, и Сезанн, и Модильяни, но прежде всего интересна коллекция национального романтизма и символизма. Репина и великих французов можно при желании посмотреть и в России, а историю финского искусства рассказывают только здесь. Для начала стоит познакомиться с творчеством уже упомянутого Галлен-Каллелы, который преобразовал свою шведскую фамилию Gallen в финскую Kallela и стал пользоваться двойным написанием — поступок символический в контексте всей идеологии того времени и важная характеристика собственного творчества художника. Каллела писал на сюжеты национального эпоса «Калевалы», но как символист он не просто иллюстрировал текст, а погружался в тёмную материю мифов. В Атенеуме находятся самые важные его вещи, в том числе «Легенда об Айно» — девушке, которая спасается от любви старого колдуна в морских водах и уплывает волшебной рыбой.

Хуго Симберг. Раненый ангел, 1903
Холст, масло, 1270 × 1540 мм

Ученик Галлен-Каллелы Хуго Симберг прославился своими сценами из жизни ангелов, дьяволов и аллегорических изображений смерти, например, возделывающей свой сад. Он же автор «Раненого ангела» с кровоточащими крыльями, которого дети несут на носилках в сторону хельсинкского приюта для инвалидов, — образ многократно растиражированный в массовой культуре. Также стоит обратить внимание на зимние, почти японские пейзажи Пекки Халонена, которому именно японская гравюра помогла увидеть и открыть для соотечественников родную природу. Правда, в той же мере этому способствовал Гоген, посоветовавший молодому живописцу не пытаться подражать французам, а присмотреться к собственным корням.

Художественный музей Хельсинки Тенниспалатси

Eteläinen Rautatiekatu 8
Вт—Вс 11:00—19:00

www.hamhelsinki.fi

Так называемый «Дворец тенниса» — главная постройка финского архитектора-функционалиста Хельге Лундстрёма; сначала её собирались использовать как автосервис во время Олимпиады 1940 года в Хельсинки, потом добавили третий этаж, где разместили корты, потом Олимпиаду отменили, дворец остался. Сейчас тут работает самый большой киноцентр Финляндии, а над ним находится городской музей (HAM Tennispalatsi), который по этому поводу взял слоган «Искусство — это попкорн для мозгов», и действительно, классический запах при входе в арт-центр сбивает с ног. Но пугаться не надо, музей очень приличный, дирекция привозит знаменитых художников, например Яёи Кусаму, чью выставку посетили больше миллиона людей, а Ай Вейвей лично координировал развеску и расстановку своих работ из Китая по скайпу. Ко всему прочему, музей отвечает за все скульптуры и инсталляции в городском пространстве — классические и современный паблик-арт, их около пятисот, регулярно проводит конкурсы на новые работы и щедро делится информацией об уже существующих. На интерактивной карте можно найти каждое произведение и выяснить, что символизируют даже самые странные из них: www.hamhelsinki.fi / en / public-sculptures / 

Кунстхалле

Nervanderinkatu 3
Вт—Пт 11:00—18:00, Ср 11:00—20:00, Сб—Вс 11:00—17:00

taidehalli.fi

Асимметричное розоватое здание (Taidehalli) — один из лучших образцов северного классицизма 1920‑х годов, в Хельсинки оно стало первым художественным центром, построенным специально для экспонирования современного искусства, — с минимумом украшений и максимумом естественного света.

Кунстхалле Хельсинки. Вид интерьеров

Зайти сюда можно сразу после посещения Киасмы — благо все основные столичные музеи расположены практически вплотную друг к другу. Однако если Киасма обычно презентует крупные международные шоу и иностранных художников, то встретить именно финских актуальных авторов с большей вероятностью можно именно здесь.

Художественный музей Амоса Андерсона

Yrjonkatu 27
Пн, Чт, Пт 10:00—18:00, Ср 10:00—20:00, Сб—Вс 11:00—17:00

amosanderson.fi

Магнат и политик Амос Андерсон (1878—1961) в частной жизни был истово религиозным человеком, жертвовавшим астрономические суммы на восстановление старинных церквей и лично написавшим труд о средневековой храмовой архитектуре Финляндии. Чтобы иметь возможность молиться в любое время суток, он устроил в личных покоях часовню с небольшим органом и коллекцией духовной живописи. Ко всему прочему, самый богатый в стране человек оказался щедрым патроном искусств и театра, собрал большую коллекцию предметов искусства разных периодов, но поскольку никогда не женился и не завёл наследников, завещал всё государству, создав параллельно фонд, который всё это собрание будет обслуживать. Фонд неплохо справился с задачей, расширив коллекцию с двухсот пятидесяти до шести тысяч предметов, но старое здание музея — дом Андерсона — с такой нагрузкой, разумеется, не справляется, и теперь в центре столицы, в той же музейной миле, строится новое и крайне амбициозное здание, которое обещают открыть в 2018 году. На месте, где возводится музей, раньше размещались военные бараки, а в шестидесятые работал самый большой в Финляндии ресторан и кинотеатр, в обоих пространствах сохранились оригинальные модернистские интерьеры. Кроме того, в центре всей строительной площадки высится историческая труба котельной, которая отапливала ближайшие кварталы. Так что перед JKMM Architects стояла сложная задача сохранить и трубу, и интерьеры, и всё это интегрировать в зрелищную современную архитектуру. В итоге возникнет пространство в две тысячи квадратных метров, свет будет попадать в залы через прозрачный потолок практически во всю площадь, а труба превратится в мачту с логотипом нового музея. Концепция описывается фразой «музей не для искусства, а для людей», и неудивительно, что об этой стройке говорит вся Финляндия.

Художественный музей Амоса Андерсона. Проект нового здания

Любопытно, что с музеем, который теперь будет называться Amos Rex, должен был посоревноваться новый Гуггенхайм Хельсинки. Руководство всемирной музейной сети уже даже представило проект очередного эффектного здания. Казалось бы, все должны возжелать «эффекта Бильбао», когда строительство огромного арт-центра резко увеличивает число туристов. Однако городской совет проголосовал против, а ведущие архитекторы и журналисты страны ещё жёстче раскритиковали идею, сообщив, что не готовы поддерживать «потребительский и туристический взгляд на искусство, который унижает его культурную миссию и гуманистическое значение». Руководство Гуггенхайма сообщило, что оно страшно разочаровано, но продолжать попыток не станет.

Художественный музей Дидрихсен

Kuusilahdenkuja 1
Вт—Вс 11:00—18:00

www.didrichsenmuseum.fi

Уютный частный музей (Didrichsenin taidemuseo) — это вилла на берегу моря в пятнадцати минутах езды от центра города, принадлежащая семейству Дидрихсенов. В пятидесятых годах старшее поколение стало собирать коллекцию европейского модернизма, удачно дополняя её искусством доколумбовой Америки и Древней Азии. В 1957 году они решили перестроить свой дом — и заказали проект известному архитектору Вильё Ревеллу, ученику Алвара Аалто и поклоннику Ле Корбюзье. Он же чуть позднее спроектировал дополнительное крыло специально для разросшейся коллекции. Долгое время музей был по‑настоящему домашним: в новом крыле сменялись экспозиции, посетители приезжали посмотреть на собрание, архитектуру и скульптурный парк с работами друга семьи Генри Мура, а Дидрихсены просто задёргивали штору между выставкой и жилой частью дома, когда хотели побыть в уединении. Сейчас музеем занимается уже младшее поколение Дидрихсенов, и они относятся к экспонированию своих шедевров уже профессионально — проводят 4—5 выставок в год, сотрудничают с такими же частными собраниями по всему миру, создают для своих работ новый контекст или обыгрывают пространство. В тёплое время года на виллу удобнее и приятнее добираться катером с Рыночной площади, эти поездки сам музей и организует, и они пользуются огромной популярностью.

Пекка Халонен. Стирка в проруби, 1900
Холст, масло, 1250 × 1800 мм

Дом и студия Алвара Аалто

Дом

Riihitie 20
Экскурсии: 1 декабря — 31 января Вт—Пт в 13:00, Сб в 13:00, 14:00, 15:00; 1 февраля — 30 апреля, 1 октября — 30 ноября в 13:00, 14:00, 15:00; 2 мая — 30 сентября, Вт—Вс в 13:00, 14:00, 15:00 и 16:00; в августе ежедневно в 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00.

www.alvaraalto.fi / aaltohouse.htm

Студия

Tiilimäki 20
Экскурсии: 1 декабря — 31 января Вт—Сб в 11:30; 1 февраля — 30 апреля, 1 октября — 30 ноября Вт—Вс в 11:30, 2 мая — 30 сентября Вт—Вс в 11:30 и в 12:30, в августе ежедневно в 11:30 и в 12:30

www.alvaraalto.fi / studioaalto.htm

Разумеется, приехав на родину великого архитектора Алвара Аалто, необходимо увидеть хоть что‑то из его наследия. В 2016 году финские СМИ сообщили о рекордном росте числа посетителей всех зданий, построенных модернистом. Конечно, не всегда есть возможность доехать до знаменитой виллы Майреа или дома в Мууратсало с пятьюдесятью видами кирпича в отделке стен, но хотя бы нужно увидеть Дворец Финляндия в центре Хельсинки (1971), а лучше попасть туда на концерт, поскольку новаторство в постройке заключалось в том числе в создании особой конструкции для лучшей акустики. Таким же обязательным к посещению представляется Дом Аалто (Alvar Aallon Kotitalo), который он построил сразу после переезда в столицу в 1934 году для своей семьи и спокойной работы, чётко разделив офисную и жилую части цветом и деревянной облицовкой, так что даже перейти из одной части здания в другую можно было только через улицу. На расстоянии пешей прогулки находится также Студия Аалто, которую он построил гораздо позже, в 1955 году, и управлял ею до самой смерти в 1976 году. Посмотреть на архитектуру, чётко подчинённую функции, но человечную, мягкую и раскрытую в природу, можно только в сопровождении экскурсии с затейливым расписанием и ограниченным количеством посетителей, но постараться стоит. Расписание нужно в любом случае проверять на сайте.

Дворец Финляндия

Mannerheimintie 13e
Информацию об экскурсиях нужно уточнять на сайте или в справочной службе — вход M4

www.finlandiatalo.fi / en

Часовня тишины Камппи

Simonkatu 7
Пн—Пт 8:00—20:00, Сб—Вс 10:00—18:00

www.helsinginkirkot.fi/fi/kirkot / kampin-kappeli

Про некоторые достопримечательности говорят «нельзя пройти мимо», в случае часовни Камппи (Kampin Kappeli) это верно в буквальном смысле: она расположена в самой оживлённой части столицы, в эпицентре городской суеты — вплотную к комплексу Камппи, совмещающему функции транспортного терминала и торгового центра. Тем эффектнее переживается контраст, когда заходишь в тишину и спокойствие лютеранской церкви.

Часовня тишины Камппи

Здесь не проводятся крещения и венчания; чтобы уменьшить даже визуальный шум и волнения, архитекторы не сделали ни внутри, ни снаружи здания ни единого угла, и деревянные стены тоже призваны работать на гармонизацию внутреннего мира посетителей. Часовня гостеприимна к представителям всех конфессий и, говорят, пользуется огромной популярностью у горожан. За этот проект архитектурное бюро K2S получило Международную архитектурную премию 2010 года, а завершилось строительство в 2012 году, когда Хельсинки был объявлен мировой столицей дизайна.

Церковь Темппелиаукио

Lutherinkatu 3

Пн—Вт, Чт—Пт 10:00—20:00, Ср 10:00—18:30, Сб 10:00—18.00, Вс 12:00­­—13:45, 15:30—18:00

www.helsinginkirkot.fi/en/churches/rock-church/temppeliaukio

Огромной популярностью пользуется ещё одно церковное сооружение — Темппелиаукио (Temppeliaukion kirkko), спроектированная финскими архитекторами братьями Тимо и Туомо Суомалайненами. Вырубленный в скале храм был задуман ещё в 1930‑е, но начал работу в 1969 году. Всё её внутреннее пространство находится под землёй, на поверхности только огромный купол из стекла и меди. Цветовая схема интерьера, продуманная архитекторами, воспроизводит оттенки гранита, самого распространённого камня в Финляндии: красный, розовато-лиловый и серый. Скамьи выполнены из берёзы, главного финского дерева. Туристов невероятно много, поэтому, чтобы что‑то почувствовать, нужно тщательно выбирать часы посещения: приходить или на мессу (на английском языке по воскресеньям в 14:00), или на концерты — здесь потрясающая акустика. Вместо колокольного звона из внешних динамиков звучит музыка Танели Куусисто, написанная специально для этой церкви.

Пекка Халонен. Сосны в снегу, 1899
Холст, масло, 445 × 295 мм

Эспоо

Музей искусства ХХ века Эспоо (EMMA)

The WeeGee Exhibition Centre, Ahertajantie 5, Espoo
Вт, Чт 11:00—18:00, Ср, Пт 11:00—19:00, По пятницам бесплатный вход с 17:00 до 19:00, Сб—Вс 11:00—17:00

www.emma.museum

В двадцати минутах езды на юг от центра Хельсинки находится городок Эспоо, где в 2006 году открылся самый большой музей Финляндии. В бывшем здании типографии площадью в пять тысяч квадратных метров разместилось собрание самого музея (Espoon modernin taiteen museo, или, по английской аббревиатуре, EMMA) и три немаленькие коллекции местных фондов современного искусства: Saastamoinen, наследия художника Ларса-Ганнара Нордстрёма, дизайнеров Тапио Вирккала и Рут Брюк. Дополнительно нескольким всемирно известным художникам, например Олафуру Элиассону, заказали масштабные работы специально для этого пространства. Для местного сообщества важно и то, что музей бесплатно представляет работы из своей коллекции для экспонирования в общественных пространствах: в школьных холлах, поликлиниках, социальных центрах и т. д.

Университет Аалто — Кампус Отаниеми

2 150 Espoo

www.aalto.fi / en / about / campus

Однако, конечно, если вы уж доехали до Эспоо, обязательно нужно увидеть кампус Отаниеми Университета Аалто (Aalto-yliopisto), названного так в 2010 году в честь своего знаменитого выпускника и автора градостроительного плана всего ансамбля. Аалто и спроектировал в 1974 году здание студенческого общежития из красного кирпича и стекла, крыша которого выполнена в форме аудитории.