«Город Солнца». Фотопроект Элины Гусаровой
«Город Солнца» — так называется проект художницы из Красноярска Элины Гусаровой. Солнечным городом в России называют Магадан, столицу Колымского региона, где выросли родители художницы. Ещё один Город Солнца она обнаружила в сочинении итальянского писателя Томмазо Кампанеллы. Тот написал свой трактат, когда находился в тюрьме инквизиции: по сюжету некий моряк рассказывает трактирщику об увиденном им в странствиях идеальном городе. Вот и у Элины Гусаровой Магадан первоначально был городом-утопией из родительских рассказов о счастливой юности, а потом оказалось, что история города непосредственно связана с репрессиями и трудовыми лагерями. В прошлом году Элина отправилась в экспедицию, чтобы соединить два таких разных образа Магадана в своём сознании и в художественной практике. И нам кажется, что «Город Солнца» — это важная работа среди нынешних проектов художников, обращающихся к семейной истории и коллективной памяти о трудном прошлом.
Три поколения моей семьи жили на Колыме. Все они приехали сюда добровольно — по работе. Родители родились и выросли в Магадане, и уехали на «материк» уже со мной в животе у мамы («материком» на Дальнем Востоке называют всю остальную Россию — прим. ред.). Я выросла в Красноярске на ностальгических рассказах папы и мамы о солнечном городе у моря, о золотых лиственницах и орешках кедрового стланика, о рыбалке и спелой ягоде, о домашней медведице Машке, которая жила у прадедушки. В семейной памяти не осталось ни единого эпизода, связанного с трагической историей этих мест.
Эту историю я узнала, уже когда выросла. Узнала, но смогла пережить и осмыслить далеко не сразу. Новое знание вывернуло наизнанку мою детскую утопию и поставило передо мной множество вопросов о наше идентичности и об ответственности каждого конкретного человека перед историей. А также дало мне особую оптику — на стыке личного и коллективного опыта.
Со своими вопросами я отправилась в Магадан на поиски образов, способных заполнить пропасть между идеализированной и демонизированной историей. Реальный ландшафт Колымы оказался полон руин и призраков прошлого, изрыт в поисках золота, олова и урана, брошен и обречён на медленное умирание. В этом путешествии ко мне присоединились родители, вернувшиеся в Магадан спустя 26 лет отсутствия. Вместе с ними я посетила места, которые помнила по их рассказам, прошла сквозь миражи утопий и живой современный город, а дальше, уже сама отправилась по Колымской трассе к руинам ГУЛАГа.
В художественной практике для меня особенно важно физическое, телесное взаимодействие с материалом исследования. Кажется, собственными ногами я прошла сквозь сердце тьмы, но вопросов не стало меньше. Я посетила несколько ключевых точек лагерной Колымы — места, в реальность которых трудно поверить, даже когда ты находишься внутри. Так, поход в лагерь «Бутугычаг» стал одним из самых сложных в моей жизни испытаний, и морально, и физически.
В своем проекте я ищу язык, на котором сегодня можно говорить о неудобном прошлом и преодолевать непримиримость разных взглядов и позиций. История репрессий и лагерей не принимается жителями Колымы как часть собственной идентичности, ей не находится места и в официальной истории страны. Она остается болезненным переживанием, о котором невозможно говорить и ещё сложнее думать. Чаще всего эта тема представлена либо сухими цифрами, либо же просто замалчивается, всё глубже погружаясь во тьму.
Элина Гусарова




























