2010-е

,

Путеводитель

,

Россия

,

Практика

Где искать современную культуру в регионах

3D-визуализация проекта ДНК, 2013
Проект ДНК-центра в Первоуральске. Архитектурное бюро Bernasconi

Государственный центр современного искусства (филиалы в Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Владикавказе и Томске)

Учреждённый в 1992 году и возглавляемый Михаилом Миндлиным и Леонидом Бажановым, ГЦСИ одной из главных своих целей считает формирование коллекции современного искусства. На данный момент центр располагает собранием из более чем трёх с половиной тысяч работ 231 автора. При содействии ГЦСИ проводятся биеннале молодого искусства, ежегодный всероссийский конкурс «Инновация», международный фестиваль «Коллекция». Филиалы ГЦСИ разрабатывают свою культурную программу, в соответствии с потребностями и особенностями каждого из городов: «Для Урала нам было важно инициировать проект, который бы был глубоко специфичен для региона и интернационален по контенту», — объясняет директор ГЦСИ в Екатеринбурге Алиса Прудникова. — «В 2010 году появилась Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Мы возвращаем на культурную карту работающие и заброшенные заводские территории, поднимая таким образом проблему реиндустриализации. Самая важная задача для нас — это всегда помещать местные имена, процессы в международный контекст».

Музей современного искусства PERMM (Пермь)

Первый и всё ещё единственный музей современного искусства за пределами двух столиц был открыт в 2008 году в здании бывшего Речного вокзала в Перми, и его история началась с нашумевшей выставки «Русское бедное» куратора и бывшего директора музея Марата Гельмана. За время его руководства PERMM стал самым известным за рубежом нестоличным центром современного искусства. Пока музей работает без директора, кто возглавит PERMM после отставки Гельмана, по‑прежнему неизвестно.

Сибирский центр современного искусства (Новосибирск)

Центр был открыт в 2010 году при помощи новосибирского Фонда поддержки современного искусства, учреждённого Анной и Дмитрием Терешковыми. Кроме того, проект поддерживают художники из группы «Синие носы» (Вячеслав Мизин и Александр Шабуров). Программа выставок и образовательных мероприятий довольно обширна. Сейчас, например, там можно увидеть работы победителей конкурса документальной фотографии FOTOEVIDENCE.

Институт современного искусства в Краснодаре

Краснодарский Институт Современного Искусства (КИСИ) был создан в 2011 году арт-группировкой ЗИП, в которую входят Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Василий Субботин, Степан Субботин и Константин Чекмарев. Они оказались в шорт-листе премии Кандинского, а при помощи КИСИ стремятся создать в Краснодаре атмосферу, благоприятную для творчества. Их институт — самопровозглашённая, нелицензированная и независимая организация, проект нацелен на сотрудничество с западными художниками: при Институте проводится международный фестиваль «Может!», успех которого доказывает, что искусство умудряется развиваться без достаточной финансовой или административной поддержки. Как рассказывает художник Степан Субботин, ЗИПовцы изначально надеялись на открытие филиала ГЦСИ в Краснодаре, этого не случилось, потому художники решили взять организацию центра в свои руки. Первые лекции КИСИ они читали сами в своей мастерской. Затем благодаря поддержке со стороны краснодарского бизнесмена Николая Мороза, Институту удалось найти помещение, создать типографию, начать приглашать лекторов: «Как выяснилось, в Краснодаре очень много художников, которые до этого были в „подполье“, мы с ними познакомились и стали делать выставки вместе. Потом появились новые молодые художники, люди, готовые помочь в вопросах организации, просто доброжелательно настроенные люди. Оказалось, что жители Краснодара были вполне готовы к появлению культурного центра, а власть, видно, ещё долго не будет готова».

Воронежский Центр Современного Искусства

Ещё одна негосударственная и, по сути, волонтёрская организация, основанная несколькими воронежскими художниками в 2008 году. Тогда Илья Долгов, Николай Алексеев и Арсений Жиляев хотели создать среду, где могло бы расти молодое поколение. Для этого сначала были организованы две программные выставки «Дальше действовать будем мы!» и Can’t take it anymore, когда в городе были впервые показаны работы Андрея Кузькина, Егора Кошелева и Сергея Огурцова, а затем в 2010 году уже был открыт практический курс для молодых художников: «В Воронеже на базе ВЦСИ несколько лет назад был создан Открытый Воронежский Университет, где все желающие могли учиться делать современное искусство, — рассказывает Арсений Жиляев. — Был уже один выпуск. Из него, как это часто бывает, сегодня активно занимается искусством только Кирилл Гаршин — фигуративный живописец, что большая редкость для РФ в целом». Воронежский центр известен за рубежом, местных художников выставляют западные галереи. В самом же Воронеже основной проблемой, по словам Арсения Жиляева, остаётся, что «всё — от починки туалета до встречи с представителями воронежской власти — делается художниками».

Владивостокский арт-кластер «Заря»

Арт-кластер был открыт совсем недавно, в 2013 году, в помещении бывшей швейной фабрики на частные пожертвования, и за несколько месяцев «Заря» неожиданно превратилась в одно из самых модных пространств города. Её успех главный куратор Екатерина Крылова объясняет так: «Формируя программу выставок и образовательных мероприятий, мы выбираем качественное, но доступное. Каждый, кто приходит в ЦСИ, находит для себя что‑то приятное — будь то книги, фильмы, общение, образовательные мероприятия и выставки или свободный WiFi и хороший кофе. Безусловно, мне, как куратору, австрийские перформеры GELATIN интереснее шумовых машин начала XX века, но привозить их сейчас бессмысленно: люди должны быть готовы „прочитать“ смысл их работы. Современным искусством нужно всерьёз заинтересовать. Главным итогом нашей работы сейчас я считаю очень концентрированный по времени запуск — в мае мы разработали и утвердили с инвестором концепцию Центра для трёх пустых залов в тысячу квадратов, в августе пространство уже работало в пилотном режиме, с сентября — в полном. Работа над проектом стала источником крупных заказов для молодых творческих бизнесов, в числе которых архитектурно-дизайнерские бюро Concrete Jungle и Skameyka Architects, событийное агентство Creative Spot. Средний возраст участников этих команд — 23 года. Кроме того, у нас заключены прямые контракты с десятком московских издательств, что позволяет нам регулярно поставлять самые актуальные книжные релизы во Владивосток по приемлемым ценам».

«Арт-овраг» в Выксе

Проект начал своё существование в 2011 году как фестиваль регионального значения, посвящённый уличной культуре. Постепенно он превратился в мероприятие международного уровня, в котором участвуют архитекторы, художники стрит-арта, хореографы, музыканты как из России, так и из‑за рубежа. В 2013 году в фестивале «Арт-овраг» приняли участие 120 художников из 11 стран, свои проекты представили в том числе Архитектурный музей им. Щусева и британская студия Loop.pH.

Арт-резиденция «Никола-Ленивец»

В отличие от многих центров современного искусства, арт-резиденция Никола-Ленивец была основана ещё в советское время — в конце 1980‑х, когда здесь начали работать архитектор Василий Щетинин и художник Николай Полисский. В 2006 году Полисский придумал «Архстояние», для которого художники, архитекторы и ландшафтные дизайнеры на месте создают свои site-specific-объекты. В 2011 году резиденцию привели в порядок, построили тёплые домики и наладили инфраструктуру, и теперь в Никола-Ленивце можно жить и работать в течение всего года.