XX век

,

Фотография

Франк Орват: «Улыбка создает дистанцию»

Франк Орват — одна из живых легенд фотографии, один из тех, кто вывел модную фотографию из студии на улицу: на многих его фэшн-кадрах модели сняты среди самых обычных людей, это повседневные сценки в городе. Выставка Орвата — «Дом пятнадцати ключей» — только что открылась в Мультимедиа Арт Музее в Москве

Франк Орват

Знаменитый фотограф, начал снимать еще в школе, в Милане изучал изобразительное искусство в Академии художеств Брера. Первым увлечением, сразу после войны, стала документальная фотография— не без влияния создающегося агентства Magnum, а особенно после встречи с Анри Картье-Брессоном. Репортажи из разных стран публиковались в таких журналах, как Lifeи ParisMatch. Однако проработав всего несколько для «Магнума», Орват ушел в фотографию моды. На многих его фэшн-кадрах модели сняты среди самых обычных людей, это повседневные сценки в городе.

Франк Орват. Туфельки и Эйфелева башня. Для «Stern». Париж, Франция, 1974

Где: Мультимедиа Арт Музей, Москва
Когда: 5 июня — 21 июля 2019

Мы беседуем для журнала «Искусство».

Ис- кус- ство? (повторяет несколько раз на русском) А «искусственный» по-русски значит «художественный»?

Не вполне. Вы изучаете русский? Я слышала, вы знаете несколько языков и вас считают космополитом.

Да, перед поездкой сюда начал учить. Немного. Не так, чтобы говорить, но просто чтобы читать знаки и вывески на улице. Так я чувствую себя увереннее. А языков я действительно с молодости знаю несколько.

Давайте и начнем разговор с вашей юности. Вы пришли в профессию около 70 лет назад. А с чего для вас началась фотография?

Я хотел быть художником — больше, чем кем-либо еще. А еще я мечтал путешествовать. Мои родители были докторами и, возможно, я бы тоже выучился на врача. Но учиться пришлось бы 7 лет или больше. А мне не нравилась идея так много времени проводить за партой. В 1945, в конце войны, мне было 17 или 18. Мы жили в Швейцарии, война для нас счастливо закончилась. И я захотел увидеть мир.

Фотография казалась мне самым простым способом стать художником. Но со временем становилось все труднее и труднее. Мне начало казаться, что все в мире уже сфотографировано. А что же тогда снимать мне? Я много об этом размышлял. И решил снимать то, что важно для меня. Если я сфотографирую женщину, которую люблю — это будет достаточно хорошая фотография. Для меня. И даже если я сфотографирую любимую кошку, этого достаточно. Хотя есть много других кошек и снимков кошек, но они для меня не важны. Важна именно эта.

Франк Орват. Мишель и Лоренцо. Рядом с Парижем, Франция, 1959
Я слышала, вы продали коллекцию марок, чтобы купить свой первый фотоаппарат?

Да. Великие фотографы — это часто люди с деньгами. И поэтому они могут не волноваться о планах на будущее. У меня не было особенно хорошо с деньгами. Конечно, немного давала семья, а я зарабатывал фотографией. Впрочем, не могу сказать, что было слишком трудно. Я был достаточно свободен.

Вы начали с документальной фотографии?

Скажем так: с более документальной. Но сегодня, когда я думаю о фотографии, «документальная» кажется мне неправильным словом. Фотография не особенно документальна. Она вся — про выдумку. Автор всегда что-то меняет в фотографии и фотографией. В общем, нужно осторожнее говорить о документальности. Хотя, конечно, разница с фотографией моды у нее есть: там вы можете сказать модели «встаньте туда, повернитесь», а здесь нет.

Франк Орват. Парочка, набережная Лувра. Париж, Франция, 1955
В одном из ваших текстов на выставке я прочитала, что вы никогда не хотели фотографировать трагедии или друга в беде и, вероятно, поэтому что-то упускали, не делая снимки. В беседе с Йозефом Куделкой вы как-то сказали, что, возможно, слишком мало полагаетесь на зрение и не смотрите на мир с идеей «я хочу сделать фотографию»: много готовитесь к съемке, всегда хотите вникнуть в происходящее или установить отношения с героем. Как бы вы описали свой выбор в документальной фотографии — что вы хотели снимать?

Первый инстинкт в фотографии — это, конечно, снять что-то выходящее за рамки привычного. Если ты видишь женщину с большим лишним весом, ты думаешь: «О, это самая толстая женщина в мире — вот повод ее сфотографировать». Но лично я пытался найти другие причины. Я думаю, стоит фотографировать что-то экстраординарное или исключительное, только если это вас как-то затрагивает. Вовсе не обязательно снимать «самую красивую женщину» или «самого толстого мужчину». Это должен быть момент в настоящем, который исключителен и для вас уникален. Потому что он никогда не вернется. Уникальна композиция. Это чудо, что что-то создано и сложилось именно в такую форму. А еще одно чудо в процессе фотографирования — это то, что что-то случилось, что-то происходит. Что вы влюблены, что у вас есть хорошая кошка и так далее. И чудесным образом все совпало так, что вы можете это запечатлеть.

Франк Орват. Мате и Ягуар. Южный Кенсингтон, Лондон, Великобритания, 1955
В фэшн-съемках вас часто сравнивают с Уильямом Кляйном, потому что вы соединили стрит-фотографию и моду. А к кому вы все-таки чувствуете себя ближе — к Кляйну, активно приближавшемуся к моделям и влиявшему на происходящее, или к Картье-Брессону с его идеей незаметного фотографа?

В этом смысле я все же ближе к Картье-Брессону. Роберт Капа, один из его друзей и коллег, сказал как-то, что если ваша фотография недостаточно хороша, то это потому, что вы подошли недостаточно близко. Я уверен, что для него правда фотографии была именно в этом. Но для меня это не так. Мне нравится дистанция. Это верно даже для моей фэшн-фотографии. Мне нравилось снимать девушек на расстоянии 100 метров от меня. И я через громкоговоритель говорил им: «Повернитесь, пожалуйста». Дистанция помогает в работе, и она может быть интересной.

Что такое дистанция для вас? Такт? Вам важно кого-то не побеспокоить?

Да.

Франк Орват. Танцующая пара. Рио-де-Жанейро, Бразилия, 1963
А как насчет географической дистанции? Вы родились в городе Аббация, который был итальянским, а потом стал хорватским. Ваш отец — венгр, а мать из Австрии. Вы жили в детстве в Швейцарии, учились в Италии, переехали во Францию. Вы много снимали вне Европы — в Индии, Пакистане, Египте. Что вас привлекало там? Была ли важной для вас экзотика?

Экзотика, конечно, помогает сделать хороший, интересный кадр. С другой стороны, в ней всегда есть опасность. Надо быть поосторожнее с необычным. Если вы едете в страну со слонами, а сами никогда не видели слона рядом, разве что в зоопарке, вы думаете: «Нужно снять слона!». А потом вы приезжаете домой, показываете фотографию, а люди говорят: «Ну да, мы знаем, как выглядит слон». Или в Париже снег идет раз в год. Пошел снег — значит надо его сфотографировать! А потом вы показываете кадр зрителям, а они говорят: «Ну да, снег. Мы все вообще-то видели снег, даже в Париже.» Или вы видите голую женщину и думаете: «Ого, надо ее сфотографировать, она же голая!». Но послушайте, есть так много снимков обнаженных женщин! В общем, самое интересное для меня — снимать очень обычные вещи. И иногда показать их немного необычными или странными.

Поэтому на своих знаменитых фэшн-снимках вы фотографировали моделей среди обычных людей? На улицах, в привычных и знакомых всех местах?

Да. Видите ли, в этом и есть вызов! Сфотографировать привычную комнату, в которой вы спите… У меня есть фотография моих собственных ладоней. Снимать их было интересно! Технически, кстати, это было довольно сложно, потому что мне явно была нужна еще одна рука.

Франк Орват. Моник Дутто у выхода из метро. Для «JDM». Париж, Франция, 1959
В ваших снимках видно, что на вас повлияло итальянское кино неореализма.

Да, это так. Но я бы не называл это самым главным влиянием своей жизни. Это было для меня важно, но другие вещи также были важны. Литература, например.

Вы фотографировали Мастроянни, Феллини. Кто-нибудь из них вам особенно запомнился?

Когда я фотографировал Мастроянни и Феллини, я был очень молодым фотографом. Это была работа. У нас не было никаких отношений.

А с моделями у вас устанавливались особые отношения? Красивой женщине вы говорите как встать, как сесть?

С некоторыми я даже вступал в близкие отношения, но об этом я не буду вам рассказывать. (Cмеётся) Но в целом, рабочие отношения у меня были обычно хорошими, со взаимопониманием. В этом мне везло.

Франк Орват. Шляпка Givenchy. Для «JDM». Париж, Франция, 1958
С вами приятно разговаривать, об этом говорят многие. Вы шутите, но очень тонко и необидно. У вас и в фотографии много юмора. Что для вас юмор?

Юмор — одна из тех вещей, которыми я доволен в своих снимках. Обойдите мою выставку, и вы увидите много иронии. Если я улыбаюсь, глядя на что-то, и могу сделать так, что и зрители улыбнутся, я это обязательно сфотографирую. Но улыбка — это также один из способов немного отойти от того, кого я снимаю. Буквально на шаг-другой. Улыбка создает дистанцию.

Улыбка создает дистанцию? Какая необычная мысль!

Ну конечно! И я не один такой. Некоторые из моих любимых писателей, как, например, Томас Манн, всегда ироничны. Я их больше всего люблю.

Франк Орват. Проба модной съемки с Мате. Милан, Италия, 1950
У ваших коллег в снимках тоже бывает улыбка — Норман Паркинсон, Сесил Битон, Мартин Мункачи…

А мне кажется, у фотографов этот тип улыбки очень редок. У Элиота Эрвитта она иногда проскакивает. Чаще же иронии слишком много или она становится слишком сильной.

Вас считают классиком черно-белой фотографии. Но у вас есть и очень интересные цветные кадры. Что для вас цвет?

О, я сделал очень много цветных снимков! На московской выставке их немного, потому что большая часть работ на ней была снята более 40 лет назад. Но с 1980 я снимаю только в цвете. До этого я тоже снимал в цвете, но с восьмидесятых я совсем не снимаю ч/б. Но я фотографирую не для цвета и не в цвете, а как бы против цвета.

Франк Орват. Коко Шанель, модельер, подглядывает за показом своей коллекции. Париж, Франция, 1958
Против цвета?

Я имею в виду, что снимая цветную фотографию, я стараюсь, чтобы цвета было, скорее, чуть меньше, чем больше. Но я никогда больше не буду снимать в ч/б. Черно-белая фотография больше не соответствует нашему времени. Она искусственна. Я не против того, чтобы другие снимали в ч/б. Но сам я от черно-белых кадров отказался.

Долгое время цвет отсутствовал в фотографии. Несколько десятилетий 20 века он считался любительством. А ведь сначала был к нему такой интерес — автохромы, метод Липмана, но потом как отрезало. И так до Эгглстона и Шора. Почему?

Проще всего было снимать черно-белые кадры. Это не то, чтобы было какое-то специальное намерение: чтобы сделать хороший снимок, надо сделать его в ч/б. Нет. Тогда ч/б был естественным. А сейчас это уже искусственный ход.