Европейские фестивали света. Signal, Чехия
У всех световых фестивалей разные задачи — помочь людям пережить зиму, рассказать приезжим о своём городе, расписать проекциями старинные здания, даже поговорить со зрителями об ответственном потреблении. Кураторам приходится нащупывать баланс между популярным аттракционом, социальной инженерией и художественным проектом. Как ни странно, переработка мусора в качестве главной темы развлекательного по своей сути мероприятия звучит совершенно адекватно в западном контексте. А повышенное внимание к социальной составляющей оказывается не просто формой мышления, характерной для сегодняшних европейцев, но жанровым свойством самих инсталляций, тем, что целиком определяет содержание всех световых работ
Ян Ролник, куратор фестиваля:
Нашему фестивалю важно не просто развлекать публику, но и развивать технологическую составляющую художественных проектов — реализовывать что‑то, что было невозможно ранее, для чего просто не существовало инструментов. Конечно, любой проект в общественном пространстве должен быть понятен максимально широкому кругу, что означает непременную развлекательную составляющую, но мы работаем не в рекламном бизнесе, поэтому используем инсталляции, чтобы рассказать людям об экспериментальных подходах в творческом использовании современных технологий.
В 2013 году мы превратили фасад пражского театра Hybernia в экран для 3D-проекции Ромена Тарди. Художник сообщал зрителям, что принадлежит последнему поколению, которое помнит мир без интернета, и методами видеомэппинга транcформировал фасад в огромный браузер. Там он рассуждал, как виртуальные способы самовыражения меняют наше мышление и чувство юмора, вызывая описанные Ричардом Докинзом мутации в культуре. Отличная работа получилась, наверное, даже слишком продвинутая для того времени. Ещё пример: покойному Вратиславу Карелу Новаку мы помогли осуществить одну из последних его задумок. Новак — автор знаменитого «Пражского метронома», конструкции высотой в 24 метра, которая была установлена в 1991 году на месте взорванного советского памятника Сталину и символизировала неумолимый бег времени. Мы запустили лазерный луч из центра Староместской площади к метроному, а от него — в небо.
Новак придумал этот проект ещё в 80‑х, но для технологий того времени он был слишком дорогим и сложным. А для нас — более-менее простым. Получилась инсталляция об истории города — символический указатель из сердца средневековой Праги к месту, где стоял Сталин, а оттуда в небо и в вечность. Из этого примера можно понять, насколько важен для фестиваля городской контекст. Именно он — источник всех задумок художников.
Все наши проекты выстроены как диалог с Прагой. Мы пишем на ней светом, как на пергаменте. Город заменяет нам темы фестивалей — вместо того чтобы придумывать идею для каждого, мы привлекаем внимание художников к историческому контексту места, с которым ему предстоит работать. А уж с каким посылом обратиться к зрителю — авторы решают сами".