«Великий Карл»: выставка к 225-летию со дня рождения Карла Брюллова в Русском музее
18 октября 2024 — 12 мая 2025
Русский музей, Михайловский дворец, Санкт-Петербург
Выставка «Великий Карл» получилась по-настоящему грандиозной, произведения для неё предоставили 26 музеев, среди них Третьяковская галереея, Эрмитаж, музей Академии художеств и Пушкинский музей, «Царское село», музеи Нижнего Новгорода, Саратова, Ярославля, Воронежа, Иванова, Татарстана.
Выставка выстроена частью в хронологическом, частью в тематическом порядке, что местами выглядит сумбурно, кое-где картины размешены в шпалерной развеске, почти вплотную друг к другу. Цвет стен точно такого же тона, как красный с выставки Василия Сурикова, мне показался не слишком удачным. Кроме того, пол в выставочных залах был приподнят примерно на два метра для нужд логистики.
Уже на входе в 14 зал можно увидеть самое известное из полотен, созданных Брюлловым, —"Последний день Помпеи". Оно находилось на реставрации с 2023 года, поскольку исследования, проведённые в ожидании выставки, показали, что работа находится не лучшем состоянии. Что и неудивительно: последняя реставрация проводилась в 1995 году, да и при жизни художника картина успела попутешествовать из Италии в Париж, а оттуда в Петербург, то есть на неё пришлась нешуточная нагрузка. Теперь плотно было заново покрыли плотным слоем лака, восстановлили истонченные участки и убрали записи. Посетители смогут проследить и творческий процесс Карла Павловича — увидеть первые наброски и сравнить с окончательным вариантом.
Экспозиция производит впечатляющий эффект и первым показом полотна «Христос во гробе», которое хранилось в музейных запасниках двадцать лет. В этом зале царит полумрак. И эта картина единственная не подписанная художником. Дело в том, что Брюллов работал над произведением по заказу графа Николая Адлерберга, который после убийства Александра II бросил службу и вернулся в Германию, забрав с собой и картину. Потомки графа передали работу православной церкви в Брюсселе, однако в 2002 году настоятель был вынужден продать её семье Певзнеров за сто тысяч евро, чтобы поправить дела беднеющего прихода. Новый владелец захотел убедиться, принадлежит ли картина «великому Карлу», поэтому решил провести экспертизу подлинности, что было возможно лишь в Русском музее. При перевозке у Певзнера недоразумений не возникло разве что чудом: он утверждал, что картина создана неизвестным художником и оценил её всего в 900 долларов. Русский музей провёл экспертизу — цена сразу поднялась до 400 тыс. долларов. Певзнер попытался увезти картину в Выборг, однако её арестовали и оставили на хранение в российском музее. Было возбуждено уголовное дело «О контрабанде культурных ценностей», которое закрыли через 10 лет. Бывший владелец требовал вернуть картину, одержал победу в Верховном суде. Однако решение было отменено властями. Картона осталась у Русского музея.
Религиозной живописи Карла Брюллова выделен целый зал. Художник не только занимался станковой живописью, но и работал над композицией плафона центрального купола Исаакиевского собора — на выставке представлен первоначальный вариант и завершенный фрагмент его росписи. Кроме того, Брюллову было поручено изобразить 12 апостолов для барабана главного купола петербургского собора. Однако после рассмотрения выполненных художником картонов ему отказали. На выставке зрители смогут увидеть четыре из семи сохранившихся картонов, выполненных мастером: «Бичевание Христа», «Апостол Пётр», «Апостол Павел» и «Апостол Филипп» — это выставочная редкость.
Дарья Медведева