Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения
1 декабря 2023 — 10 июня 2024
Русский музей, корпус Бенуа, Санкт-Петербург

В Русском музее сейчас можно увидеть знаменитого «Степана Разина», «Переход Суворова через Альпы», «Меншикова в Берёзове» и, конечно, «Боярыню Морозову» — последний раз ретроспектива Сурикова подобного масштаба была представлена публике в 1937 году. «Боярыня Морозова» вообще считается невыездной, уж слишком эта картина значима для Третьяковской галереи, но тут она всё же переместилась в Петербург.
Экспозиция выстроена не в хронологическом порядке, задача кураторов состояла не в том, чтобы показать биографию художника, они хотели создать образ «суриковской России» — авторское видение русской души.
В первом зале зрителя встречает своего рода триптих: «Степан Разин», «Княжий суд» и «Посещение царевной женского монастыря» — это посвящение в «русскую» тему художника. Чуть дальше висит эскиз к неосуществлённой картине «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Второй зал передаёт религиозные сюжеты в творчестве Василия Ивановича. Стены перекрашены в красный — «цвет нашего православия», — комментирует директор Русского музея Алла Манилова. Здесь представлена серия картин, посвящённых Вселенским соборам, «Нерукотворный образ», «Богач и Лазарь», картина «Милосердный самарянин», за которую художник был удостоен золотой медали Академии художеств. Отдельный зал отвечает за «сибирскую тематику»: «Взятие снежного городка», «Меншикова в Берёзове» и «Покорение Сибири Ермаком».
Выставка раскрывает Сурикова и как мастера акварели — можно увидеть работы, созданные живописцем под впечатлением от поездок в Италию и Испанию. Единственная работа маслом в «южной» теме выигрышно контрастирует с нежностью акварели — «Сцена из римского карнавала».
Блокбастер дополняет и мультимедийная программа: напротив полотна «Переход Суворова через Альпы» висит экран с динамичным движением войска, а для детей создана интерактивная игра «Взятие снежного городка».
Дарья Медведева