В Суздале откроется выставка «Поленов и ученики»
8 ноября 2025 — 15 марта 2026
Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Суздаль, ул. Кремлевская, д. 20

Выставочный проект посвящен наследию замечательного художника, архитектора, театрального деятеля, педагога. Современники называли Василия Дмитриевича Поленова «рыцарем красоты», человеком «европейской образованности, много видевшим, путешествующим… мягким, очаровательным, тонким». Ему был дарован тончайший живописный талант, поразительное чувство цвета. Художник обращался к многочисленным сюжетам и жанрам, библейской и средневековой истории, портрету, пейзажу. Поленова называют предтечей русского импрессионизма за умение передавать очарование солнечного пейзажа и воздушную пленительность колорита. Именно пленэрная живопись прославила художника.

Самым известным пейзажам Поленова, таким как «Ранний снег», «Стынет», «Река Оять», и, разумеется, «Бабушкин сад» на выставке аккомпанируют работы его учеников и последователей — Ильи Остроухова, Исаака Левитана, Константина Коровина, Валентина Серова, Аполлинария Васнецова, Марии Якунчиковой-Вебер, Сергея Виноградова, Станислава Жуковского. Эпиграфом к рассказу о судьбе мастера станет его полотно из евангельского цикла 1900 года «За кого меня почитают люди?».
Кураторы проекта, Наталья Поленова, директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника
Наталия Поленова, куратор проекта:
Преподавательская деятельность Поленова столь же важна, как и его творчество. Для своих учеников он был не просто учитель, а настоящий отец. О них он говорил, «мои художественные дети», и, в какой степени считал своими апостолами. Они же называли его Мастером, с большой буквы. Думаю, что для Коровина и Левитана поленовская лирика повседневности, его «Бабушкин сад», «Заросший пруд» и «Московский дворик» были почти что учебником «Родная речь».

Поленов, как известно, разработал «Руководство к изучению линейной перспективы» и очень ответственно относился к технической стороне живописи, тщательно отбирая материалы, изучая их свойства, экспериментируя с красками, грунтами и пигментами. Поэтому полотна Василия Поленова и его учеников и по прошествии ста лет отличает звучность цвета и сохранность живописного слоя. И, кстати, эта одна из важнейших атрибуционных особенностей, способ отличить подлинные полотна от фальшивок.
Одним из любимых учеников Поленова был Костенька, Константин Коровин, который оставил такие трогательные воспоминания, конечно, говорящие о многом: «Три года назад я получил письмо здесь, в Париже, что умер Василий Дмитриевич Поленов. Письмо было от его жены, Наталии Васильевны. Она трогательно написала мне, что Василий Дмитриевич, умирая от старости, был в полном сознании. «За два дня до смерти он сказал мне, — писала жена, — достань мне этюд Константина, речку в Жуковке и повесь здесь, передо мной на стене. Я буду смотреть. А если умру, напиши ему в Париж поклон, скажи, что увидимся, может быть, опять на этой речке…».

Чувством колорита, лиризмом, умением передать многообразие природы Поленову был несомненно обязан еще один его ученик — Егише Татевосян. Уже переехав в Тифлис он писал учителю в 1924 году: «Я, один из младших учеников Ваших, чувствами любви и преклонения к Вам преисполнен, так как обязан Вам не только наставлениями Вашими по художеству, но еще более того обязан Вам нравственным воспитанием, Вашим личным примером. Сколько счастливых лет я провел с Вами, под Вашим руководством. За все сердечно благодарю вечно. Целую Вашу правую руку, которая создала столько прекрасного».

Поленов не только помогал ученикам постичь тонкости художественного творчества, но помогал материально. На средства, доставшиеся Поленову от рано ушедших сестер, Василий Дмитриевич учредил премию, позволявшую его ученикам совершать поездки в Европу. И они, уроженцы бедных уездных городов и местечек, с благодарностью пользовались этой возможностью.
Записала Евгения Гершкович