Премия

,

Выставки

,

Россия

Объявлены победители «Инновации-2020»

Где: Нижегородский Арсенал
Когда: до 17 января 2021 года
Виды экспозиции выставки «Преодоление искусства». Московский музей современного искусства, Москва, 2019

В этом году премия «Инновация» отмечает своё пятнадцатилетие. И в честь юбилея, и из-за сложного коронавирусного года, когда большинство творческих проектов оказались приостановлены, жюри приняло экстраординарное решение и вручило премию сразу всем номинантам. Кто-то из лауреатов расстроился, что он не единственный, кто-то обрадовался, потому что не приемлет сам принцип соревновательности в искусстве. Но и сама церемония, где были объявлены результаты, также получилась неожиданной. Всех приглашенных рассадили по разным помещениям перед экранами, и даже те из официальных лиц, членов жюри и победителей, кто приехал в Нижний Новгород, не выступали вживую. Все речи звучали с экрана, отсутствующие номинанты представляли свои проекты из Нью-Йорка, Берлина, Бангкока и разных городов России, от Петербурга до Владивостока, и только в кульминационный момент на улицу выкатили целую тележку со призовыми статуэтками «Инновации», и все смешались, обнимая и поздравляя друг друга.

Виды экспозиции выставки «Этика пыли», организованной культурным центром «Пятый этаж». Киров, 2019

«Инновация» традиционно вручается в нескольких категориях: «Региональный проект», «Образовательный проект», «Новая Генерация», «Художник года», «Проект года», приз «За вклад в развитие современного искусства» более чем заслуженно получил Борис Гройс, и еще обычно награждают авторов «Книги года», но в этот раз премию вручили всему издательству Ad Marginem за их многочисленные серии, посвященные искусству. И традиционно все проекты-номинанты бывают представлены на выставке, которая открывается примерно за месяц до объявления победителей, чтобы профессионалы и любители смогли выбрать собственных фаворитов. В этот раз экспозиция открылась за пару часов до церемонии награждения, зато продлится аж до 17 января 2021, и все посетители могут быть уверены, что видят исключительно работы победителей. Также все предшествовавшие годы на таких выставках представляли оригинальные работы номинантов «Новой генерации» и «Художника года», а остальные проекты можно было посмотреть в виде документации. В этом году от документации отказались вовсе, остались только художники, и сейчас в нижегородском Арсенале собраны работы восьми авторов, и каждому выделен целый зал. И, вероятно, это правильное решение: каждый оригинальный проект представлен подобно и парадно, и посетители оказываются внутри самостоятельной выставки, которую не обязательно смотреть с привязкой к премии, она хороша и сама по себе. А на сайте премии можно прочитать об остальных проектах. Вот полный список.

Проекционная инсталляция Вадима Эпштейна на фасаде здания бывшей фабрики «Маяк». Нижний Новгород, 2019

В номинации «Региональный проект»:

  • выставка «In Residence. Из коллекции Центра современного искусства „Заря“» (Алиса Багдонайте, Андрей Василенко, Адель Ким. Центр современного искусства «Заря», Владивосток);
  • Intervals 2019 (Александр Истомин, Антон Колодяжный, Андрей Тубольцев, Ксения Чеховская, Денис Чучко. Нижний Новгород);
  • фестиваль современного искусства «48 часов Новосибирск» (Пер Брандт, Ангелина Бурлюк, Петр Жеребцов, Михаил Казанцев, Елена Носова, Мартин Штеффенс. Новосибирск);
  • Кураторский форум (Анна Биткина, Мария Вейц, Мария Катц, Наталья Хвоенкова. Санкт-Петербург).
Фотодокументация параллельной программы выставки «Искусство быть». ГЦСИ, Москва, 2019

В номинации «Образовательный проект»:

  • курс «Лаборатория постсоветских исследований» Школы вовлеченного искусства (Дмитрий Виленский, Нина Гастева, Ольга Егорова (Цапля). «ДК Розы», Санкт-Петербург);
  • культурный центр «Пятый этаж» (Дарья Ткачева, Киров);
  • проектная школа для подростков «Каскад. Проект как метод» (Лидия Лобанова, Александра Хейфец. Галерея «Триумф», Москва);
  • параллельная программа инклюзивного выставочного проекта «Искусство быть» (Лариса Гринберг, Надежда Гура, Ирина Скуратовская, Наталья Степанова-Гончарова. Государственный центр современного искусства, Москва);
  • творческие лаборатории к выставке «Авангард. Список № 1» (Дарья Пыркина, Елена Рымшина, Екатерина Синицина. Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Виды экспозиции выставки Данини «Диск (Д:)». Fragment Gallery, Москва, 2019

В номинации «Новая генерация»:

  • арт-группа «Дальневосточные разлучницы» (ДВР) (проект «Весна блаженная», Центр современного искусства «Заря», Владивосток);
  • Иван Чемакин (выставка «Доб 2», Kunsthalle Nummer Sieben, Санкт-Петербург);
  • Екатерина Муромцева (выставка «Лучше хором», галерея «Пересветов переулок», Москва);
  • Алексей Корси и Артем Филатов (проект «Сад им.», частный нижегородский крематорий, Нижний Новгород);
  • Данини (выставка «Диск (Д:)», Fragment Gallery, Москва).
Виды экспозиции выставки Дмитрия Морозова «TECHNE x vtol: Интерфейс происходящего». Государственный центр современного искусства, Москва, 2019

В номинации «Художник года»:

  • Анастасия Потемкина (тотальная инсталляция «Когда цветы не отбрасывают тени», Московский музей современного искусства);
  • Павел Отдельнов (персональная выставка «Промзона», Московский музей современного искусства);
  • Дмитрий Морозов (:vtol:) (персональная выставка «TECHNE x vtol: интерфейс происходящего», Государственный центр современного искусства, Москва; мультимедийная инсталляция «Гость», Центр современного искусства «Заря», Владивосток);
  • Владимир Козин (ретроспективная выставка «Почувствуй себя птицей», Музей современного искусства PERMM, Пермь);
  • Иван Горшков (персональная выставка «Фонтан всего», Московский музей современного искусства).
Исследование в рамках проекта «Идеальная выставка». 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства, Екатеринбург, 2019

В номинации «Куратор года»:

  • Светлана Усольцева (проект «Идеальная выставка», Екатеринбург);
  • Наталья Смолянская (выставка «Преодоление искусства», Московский музей современного искусства);
  • Ксения Перетрухина (выставка «Человек размером с дом» памяти Дмитрия Брусникина, Московский музей современного искусства);
  • Сергей Баландин (выставка «Для себя и для них. Официальное и неофициальное искусство советских нонконформистов», галерея «Виктория», Самара);
  • Ярослав Алешин (выставка «Самая счастливая осень» к 30-летию Музея Вадима Сидура, Москва).

Артем Лоскутов. Из проекта «Без любви ничего не получится». 2019
Смешанная техника

В номинации «Проект года»:

  • выставка «Komar&Melamid» (художники Виталий Комар и Александр Меламид, куратор Андрей Ерофеев при участии Иосифа Бакштейна, дизайн экспозиции — Илья Вознесенский и Ирина Корина. Московский музей современного искусства);
  • выставка «ММОМА 99/19» (кураторы Диана Джангвеладзе, Мария Доронина и Алексей Новоселов. Московский музей современного искусства);
  • медиапроект «Без любви ничего не получится» (художник Артем Лоскутов);
  • выставка «Урал мари. Смерти нет» (авторский коллектив: Наталья Конрадова, Александр Сорин, Федор Телков. Ельцин Центр, Екатеринбург, Новосибирский государственный краеведческий музей);
  • выставка «Новая антропология» (куратор Ирина Актуганова, продюсер Анна Аполлонова. Музей науки Института физиологии имени И. П. Павлова, Колтуши).