Аукцион

,

Современное искусство

,

Выставки

Новая экономическая модель искусства в Галерее Proun

*КРОМЕ ДЕНЕГ

Галерея Proun Moscow на территории Artplay и завода Плутон — молодое место со смелыми амбициями и далекоидущими планами. Обычно у них проходят выставки работ художников одноимённого движения, актуальные музыкальные мероприятия и события, связанные с медиаискусством.

Выставка «АРТ НА ВСЁ» стала экспериментом, переросшим из смелой идеи в реальный проект. Проект с чертами аукциона, ярмарки, бартера и отчасти перформанса, позволил галерее привлечь более 180 художников и создать новый зрительский опыт. Попадая в пост-индустриальное пространство галереи, зритель перестаёт быть просто наблюдателем — он становится то коллекционером, то перформером.

Создавая выставку, галерея Proun Moscow имела дело с живым организмом и давала проекту возможность свободно развиваться. Следы этой свободы легко заметить по интенсивной развеске, насыщенным работами залам и огромному количеству цветных стикеров, на которых зрители пишут свои предложения за понравившиеся работы. После закрытия выставки действительно произойдет обмен — художник отдаст свою работу, забрав предложенный посетителем бартер. В качестве бартера может выступить что угодно, кроме денег: предмет, услуга и даже идея.

Работа Лады Учаевой

Журнал «Искусство» узнал у четырёх художников и художниц проекта почему они решили принять в нём участие, как можно оценить творчества в денежном эквиваленте и есть ли для них лично разница между бартером и продажей.

Лада Учаева

1) В первую очередь, было интересно выставиться и увидеть реакцию зрителей на свои работы. Мне кажется, сам обмен работы может быть своеобразным актом искусства, продолжением объекта/картины.

2) Честно говоря, я не знаю. Не думаю, что есть универсальный способ оценки стоимости художественной работы. Лично мне — очень сложно, частично из-за банальной неуверенности в себе (думаю, это распространённая проблема), частично из-за того, что законченная работа мне уже не особенно интересна; в результате цена, которую я назначала сама, неоднократно оказывалась настолько низкой, что покупатель платил больше по собственной инициативе.

3) Бартер или продажа? Бартер в чем-то более интересен, в такой форме больше человеческого, горизонтального взаимодействия. Если бы можно было менять работы на проживание, еду, и материалы для новых работ — было бы прекрасно, но деньги хороши тем, что универсальны. Еще мне кажется, что насчет бартерной формы есть определенные предрассудки — мол, меняют то, что не могут продать, а значит и на обмен можно предложить какую-то мелочь. Так что в идеальном мире я бы не задумываясь сказала, что мне симпатичен бартер и только он, но здесь и сейчас такая форма может существовать помимо, но не вместо непосредственно продаж.

Работы Людмилы Барониной
Работы Людмилы Барониной

Людмила Баронина

1) Параллельно своим работам я ещё выпускаю линию сувенирной продукции, это керамическая плитка с изображением моей графики, в Москву мало что доходит из неё, да и сейчас времени нет этим заниматься, а вот желающих ее приобрести было много, вот я и решила поучаствовать в подобном проекте, предоставив в качестве искусства для обмена плитку.

2) Это на самом деле очень сложный вопрос, не знаю сама до сих пор на него ответа. Автор может оценить свою работу в любую стоимость, но это не значит, что ее купят. Художник должен быть гибок в ценовой политике к своим работам и в первую очередь понимать кому и зачем он продаёт их. Ещё многое зависит от места, где живет художник и какая его публика окружает, зачастую ценителями могут оказаться только близкие люди и друзья, тогда как раз и приходит в помощь бартер.

3) Бартер и продажа работ вещи совсем разные, но когда речь заходит о какой-то услуге или предмете, на который вы бы и так потратились, то первый вариант обмена может быть даже более выгодным, сэкономив время на поиск. Мне обе формы близки, продажи позволяют обеспечивать себя, а вариант бартера позволяет весело провести время, познакомиться с новыми людьми и пополнить свою небольшую коллекцию работ художников.

Работа chrisanddave.art

chrisanddave.art

1) Участвовать мы решили потому, что не видим смысла не показывать картины и считаем, что нужно участвовать во всех интересных выставках. Например в феврале мы участвуем в трех выставках: в Москве, Ростове и Калининграде. Когда картины живут своей жизнью, это прикольно. Ты как гордый родитель наблюдаешь их на фотографиях и историях разных людей, радуешься за свои работы. Дома мы тоже ими любуемся, но приятнее, когда рады все :) Да и в выставке-аукционе такого формата мы ещё не участвовали, интересно узнать, что люди готовы предложить взамен на нашу картину, кроме денег. Это очень интригует!

2) Мы исходим из комбинации принципа покрытия издержек при создании работы и сравнения с ценами присутствующими на арт рынке. Кстати, для художника издержки — это не только краски, холст и время на создание работы. Если вы занимаетесь искусством, как основным видом деятельности, то расходы на обеспечение комфортной жизни необходимой для создания идей и их реализации также идут в «статью» издержек. И это мы еще не говорим об оценке оригинальности идеи. У некоторых художников, например, цена очень занижена, по нашему мнению, ввиду особенностей российского арт-рынка.

3) Бартер или продажа? Пока сложно сказать, ведь это наш первый опыт. Наверно разница может быть, когда за картину ценой тысячу евро, к примеру, предлагают услугу или товар по цене значительно ниже. Тогда бартер можно посчитать не равноценным. Хотя, опять же, все зависит от каждого конкретного случая.

Работа Татьяны Сухаревой

Татьяна Сухарева

1) Proun — галерея искусства, связанного с технологиями, близка мне по духу, т.к. я воплощаю свои идеи в области научного искусства: робототехнике, искусстве на стыке с технологиями. На выставку я отдала работу «Образ пространства», которую создала с помощью звуковой волны и оксида железа на основе звуков, записанных мною в разных частях планеты, местах, в которых я пережила личную трансформацию. Работы из этой серии ранее выставлялись в галерее Фрагмент, но для «АРТ НА ВСЕ» я сделала 4 новых на основе звуков, записанных уже в других местах: в Непале, Таиланде, Нью-Йорке и Москве.
«Арт на все» — микс выставки, бартера и аукциона, интересна тем, что ты не подозреваешь, какой бартер тебе предложат. Момент интриги самый захватывающий. Завтра я собираюсь в галерею и нахожусь в предвкушении новой партии предложений для моих работ. Из первой партии особенно впечатлили — консультация таролога и ужин, «который вы не забудете никогда».

2) Цена работы формируется из многих факторов, и основной — это имя художника. Для начинающего художника — чаще всего — не больше 1000 €, если, конечно не было дорогостоящего продакшена. Плюс, многое зависит от направления искусства. Концептуализм продавать сложнее, чем интерьерную живопись. С оценкой сложно, конечно все зависит от степени объективности и уровня самооценки.

3) Бартер или продажа? Разница конечно есть, но момент интриги, о котором я писала выше, бесценен. Вообще форма обмена, на мой взгляд, экологичнее. Тут сохраняется магия. Я часто меняла свои работы по бартеру. Такого рода сделки надолго запоминаются и несут нечто большее, чем просто обмен искусства на деньги. Однако мы живем в материальном мире и от денежных отношений никуда не деться.

Подготовила: Татьяна Курасова