«Не слитно, не раздельно» в Доме культуры «ГЭС-2»
3 апреля — 28 сентября 2025
Дом культуры «ГЭС-2»

Новая выставка в Доме культуры «ГЭС-2» посвящена Хорезмской экспедиции, которая продолжалась с 1937 года и до распада Советского союза. На территорию, принадлежащую сегодня Узбекистану, уезжали археологи, этнографы, инженеры, гидрологи, и конечно, художники, которые документировали памятники зороастризма и раннего ислама. Рассказ о художниках, кстати, был начат в другом проекте, музея «Гараж» — «Мы храним свои белые сны» (2020): там были представлены авторы, которые в раннее советское время отправились в различные экспедиции в Центральную Азию, — чтобы спасти и сохранить себя в очень кровожадное время. Нынешний большой проект в «ГЭС-2» по сути продолжает эту историю, повествует о том, как они поехали, что там увидели, и про человека в вихре большой истории. То есть не только про Хорезм, но про советское время, увиденное сквозь призму этих поездок. Как рассказывала куратор Екатерина Чучалина, «Мы надеемся, что на выставке вы сможете многое узнать о хорезмской цивилизации, но на самом деле наш проект — про ХХ век, про глаза, которые смотрят в историю, про руки, которые собирают черепки, но эти черепки не остаются потом в безвоздушном пространстве, а оказываются внутри больших общественных и политических событий».
Выставка, конечно, не про археологию и не про историю (хотя материалов там много), а про взгляд художников. И тех, что в 1930-е поехали зарисовывать руины зороастрийских памятников и крепостей, и сегодняшних, которые по инициативе V-A-C отправились в Узбекистан, чтобы сделать работы для нынешнего проекта. Второй куратор выставки Ярослав Алёшин советует обратить внимание на два ключевых момента. Во-первых, это триптих Ильи Соколова — «Хорезм в прошлом. Хорезм в настоящем. Хорезм в будущем» (1921). На самом деле художник никогда не был в советской Азии, но изобразил цветущий рай прошлого, пустыню и руину в настоящем, и что-то вроде советской Москвы с каналами (и даже со зданиями, похожими на сталинские высотки) в образе будущего — это была идея всей советской экспедиции, и она, безусловно, вошла в концепцию выставки. И во-вторых, на крохотную, почти неприметную деталь: над секцией, где размещены рисунки Игоря Савицкого, на потолке есть круглое зеркало. Встав на определенную точку, в этом зеркале можно увидеть другое зеркало, а уже в нем — любительскую хронику повседневной жизни Узбекистана 1980-х. Этот кураторский ход — конечно, метафора тех самых прошлого, настоящего и будущего, — нашей способности их увидеть и узнать.
Подробнее на сайте Дома культуры: https://ges-2.org/projects/split-together-merged-apart