Москва

,

Выставки

«Картинки. Коллекция Ольги и Сергея Поповых»

Этим летом в Москве и ещё в одиннадцати городах России проходит Биеннале частных коллекций. Формат подразумевает не только показы работ, принадлежащих людям, которые мыслят себя собирателями искусства, но и что сами галеристы раскроют свои закрома и покажут вещи, которые до сих пор не выставляли.

И как раз в рамках Биеннале галеристы Ольга и Сергей Поповы открыли выставку в своём пространстве на «Винзаводе», где собрали не просто дайджест личной коллекции, но произведения, непременно отсылающие к другим периодам в истории изобразительного искусства и визуальной культуры.

Егор Кошелев. Случай в музее. 2016
Холст, акрил, 30 × 24 см

Первая часть экспозиции в пространстве pop/off/art отдана художникам, пребывающим в беседе с живописцами прошлого. Там висят Виталий Пушницкий, который интерпретирует Альтдорфера и подмигивает Курбе, Егор Кошелев — в диалоге со всем ХХ веком — от Дюшана до Уорхола, но больше всего аллюзий на творчество Эдуарда Мане, особенно любимого галеристами. Ведь если хочешь купить Мане в коллекцию, но почему-либо не можешь, хороший вариант — запастись работами современных авторов, которые Мане разбирают по косточкам, а потом пересобирают на свой вкус и лад. Стоит взять Тер-Оганяна, который перерисовывает картину из Метрополитен-музея, но не забывает и рамочку, и подпись — «Эдуард Мане. В лодке. 1874 год», чтобы никто не сомневался. К нему добавить Нестора Энгельке с его топором-деланной «Олимпией» на деревянной доске. Но особенно коллекционеры выделяют работу Ивана Новикова про всю ту же «Олимпию» — прекрасную, но совершенно неузнаваемую в его версии. Художник соединил все цвета, которыми работал Мане, смешал самые близкие тому времени красители, закрасил получившимся жемчужно-серым оттенком холст и наложил сверху акриловое стекло. Под влиянием акрила картина постоянно меняется, деформируется, разрушается, преобразуется — в общем, живёт, как настоящее живое существо. Ольга и Сергей признаются, что сняли её со стены в собственной спальне и настаивают, что «Олимпией» Эдуард Моне начал историю современного искусства и «Олимпией» же Иван Новиков её некоторым образом завершил.

Иван Новинов. Олимпия, 2013
Холст, масло, акриловое стекло, 190 × 130 см

Интересно, что прямо перед вернисажем на «Винзаводе» состоялся круглый стол, инициированный всё той же Биеннале, — «Коллекционеры как агенты изменений». И почти весь он свелся к проблеме, чем коллекционеры отличаются от собирателей. Формально собиратель — это человек, который скупает всё подряд, зато коллекционер обязан иметь в голове некую концепцию, поддерживать то или иное направление, молодых российских художниц, афро-американских живописцев шестидесятых или же польский видеоарт начала двухтысячных, в общем, формулировать для себя какую-то чёткую задачу. Однако с трудом верится, что обладатели даже самых главных мировых коллекций что-то подобное держали в голове. Все покупают то, что им нравится. Иногда это складывается в какую-то внятную историю, но чаще коллекционер — это просто человек, у которого искусства больше, чем ему необходимо для повседневной жизни. И на основе его хранилища можно рассказать не одну, а множество историй, как и по мотивам любой человеческой жизни.

Евгений Гороховский. Две картины старых мастеров висят одиноко в картинной галерее («22 минуты и 13 часов»), 1990
Холст, масло, 121 × 159 см

Вот и у Поповых выбор сюжетов даже внутри заданной темы очень личный, одна из самых любимых ими работ — картина Евгения Гороховского «22 минуты и 13 часов». Говорят, что она постоянно висит у них дома. Дело в том, что Ольга — из Красноярска, а картина Гороховского соединяет пространства Москвы и сибирских городов так, что провести между ними границу невозможно: вот высотка на Баррикадной, а вот автобус на заснеженной площади Новосибирска, всё происходит одновременно и во всех часовых поясах. Работа выполнена по фотографиям 1980-х годов — и второй раздел выставки как раз и отдан авторам, которые разными способами интерпретируют историю фотографии. Ну, а финал экспозиции — это мир цифровых образов. В каком-то смысле он объединяет работы, где художники рассказывают будущую историю искусства, и она у нас ещё впереди.

6 июля — 17 августа 2025 года
Галерея pop/off/art
ЦСИ «Винзавод», Москва