Истоки советской фотографии. 1920—1930-е годы. Из коллекции Галереи Люмьер
5 июля — 29 сентября 2024
Еврейский музей и центр толерантности
Выставкой про истоки советской фотографии открылся ежегодный летний фестиваль «Скрытая перспектива». В экспозиции представлено более двухсот работ, созданных в первые годы становления советской фотографии, — произведения Аркадия Шайхета, Якова Халипа, Марка Маркова-Гринберга, Эммануила Евзерихина, Михаила Прехнера, Наума Грановского. Все эти снимки создавались для официальных газет и журналов и, таким образом, формировали образ первого в мире социалистического государства.
Изначально организаторы планировали рассказать посетителям о творчестве шести фотографов. Однако, познакомившись с коллекцией, куратор Мария Гадас открыла для себя ещё несколько имён — так было принято решение расширить тему будущего выставочного проекта.
Посетителю наверняка запомнятся кадры Аркадия Шайхета, на которых запечатлены грузчики, странники на нижегородской ярмарке, комсомолец за штурвалом бумагоделательной машины. Можно будет увидеть и единственный в России небольшой винтажный отпечаток «Экспресс», созданный Шайхетом в 1939 году. Есть и работы Марка Маркова-Гринберга — Родченко выделял этого мастера среди прочих, считал примером для себя: «Марков… отличается большей простотой и лиричностью. Он умеет находить в советских буднях простую радость, показать здоровый пафос наших праздников». Особое место в творчестве фотографа занимает сельская тема: представлены фотографии «Доярка со своей подопечной», «Девочка с сотами мёда», сделанная на Горном Алтае, «Счастливое материнство», «Донские казачки». Архитектурный образ ушедшей эпохи передают фотосерии Наума Грановского, на которых изображена Шуховская телебашня, Охотный ряд или станция метро «Дворец Советов».
В экспозицию также входят каталоги и книги, посвящённые становлению фотоискусства в советское время — их можно читать и разглядывать. Интересна, например, карта следования папанинцев во время героической экспедиции «Северный полюс-1»: эти события ярко запечатлены в работах Халипа — в одной из первых репортажных съёмок того периода; рядом — пропуск № 83 «Для входа на Московский вокзал при отъезде героической четвёрки Папанина, Кренкеля, Фёдорова и Ширшова».
Дарья Медведева