Санкт-Петербург

,

Выставки

ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Питер Пауль Рубенс, Франс Снейдерс. Статуя Цереры, около 1615 г.
Дерево, масло. 90,5 × 65,5 см

19 мая в Государственном Эрмитаже открылась одна из наиболее ожидаемых выставок года «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». На выставке представлено 75 работ: 15 картин приехали из ГМИИ им. А. С. Пушкина, 10 получены от московских коллекционеров, 45 — из собрания самого Эрмитажа.

Дизайнерами выставки стали театральные художники Эмиль Капелюш и Юрий Сучков. Вместе они уже работали над выставкой-инсталляцией «Думай о времени! Ян ван Хекке. Роскошный натюрморт», которую можно было посетить до 31 марта. Вот, что они рассказывают о своём нынешнем проекте: «Наши декорации напоминают барочный игровой театр, пространство, в котором посетители могут стать активными участниками и смотрителями действа. Декорации помогли нам отойти от академизма и вдохнуть свободу. В процессе работы над выставкой мы хотели противопоставить чувственное и интеллектуальное».

Живописное полотно «Статуя Цереры» (ок. 1615) Питера Пауля Рубенса — ключ ко всей выставке. Фламандский художник написал его вскоре после возвращения из Италии. В это время во Фландрии наступила пора мира и расцвета культуры — завершились долгие религиозные войны и эпоха инквизиции. Золотой век живописи наступил как раз благодаря Рубенсу и его воспитанникам, которые работали вместе с учителем в его гигантской мастерской. Также Рубенс сотрудничал с Франсом Снейдерсом, тому доставались натюрморты, фигуры животных и флористические композиции. Вот и для «Статуи Цереры» Снейдерс выполнил тщательно выписанные цветочные гирлянды, в то время как Рубенсу принадлежит сама статуя и её архитектурное обрамление. Кураторы сообщают нам, что весь фламандский натюрморт по сути вышел из мастерской Рубенса.

Тем не менее, основная цель выставки показать все метаморфозы именно натюрморта в пору его расцвета, а фламандский натюрморт славится своей склонностью к изобилию: Снейдерс со своими знаменитыми «лавками» проповедовал сначала земные блага, показывал ожидающие поваров горы дичи и морепродуктов, корзины с цветами и фруктами, а ближе к концу жизни призывал помнить о смерти — фрукты вскоре сгниют, а цветы завянут.

На выставке представлена не только живопись, но и предметы прикладного искусства, привезённые из стран, считавшихся в XVII веке экзотическими: китайский фарфор, кубок из рога носорога, стеклянные сосуды для вина, резная посуда и многое другое. По мнению хранителя коллекции китайского ювелирного и прикладного искусства Марии Меньшиковой, микс культур разных стран правдиво передаёт повседневную жизнь и быт зажиточных жителей Фландрии. Таким образом посещение выставки должно показаться зрителю подобием прогулки по рынку, где на прилавках разложены и рыба, и овощи, и диковинки из заморских стран.

«Основу данной композиции составляли работы западноевропейских мастеров. И мы не можем представить Фландрию без брюссельских тканных ковров, без брабанских кружев и многого другого, что окружало этот прекрасный мир. Над этим занимались наши коллеги из отдела западноевропейского прикладного искусства» — добавляет куратор выставки Михаил Дединкин. Поэтому в экспозиции представлена серия шпалер «Семь свободных искусств», картины, вышитые шёлковыми нитями в технике глади, льняные кружева ювелирной работы, пара стульев с тонкой цветочной обивкой, кабинет из чёрного дерева с выдвижными ящиками, каждый из которых украшен цветочной иллюстрацией.

Помимо знаменитых натюрмортов Снейдерса, которые всегда можно увидеть в постоянной экспозиции Эрмитажа, нам показывают и раритеты, в частности, посетителям впервые представили отреставрированную работу Абрахама Брейгеля и Давида де Коника «Цветы среди архитектуры (Весна)» и картон для шпалеры «Охотничьи трофеи» Абрахама ван Дипенбека и Питера Буля. Еще из редких вещей — работы Марии Сибиллы Мериан, иллюстратора и энтомолога. Её рисунки выполнены на самом тонком материале в мире — на коже нерождённых телят. Почти все сохранившиеся вещи купил Петр Великий в Амстердаме, однако в Петербурге их ещё не видели, рисунки получены из архива Академии наук. Посетители смогут оценить их хрупкую красоту до 8 сентября.

Дарья Медведева