Acqua Alta — фиджитал-проект цифровых художников Adrien M & Claire B
Музее советских игровых автоматов, Москва; Французский институт, Санкт-Петербург
Продолжая тему фиджитал-арта, хочу рассказать ещё про один проект — благодаря Французскому институту его сейчас можно увидеть в Москве, а очень скоро и в Питере. Проект называется Acqua Alta, его придумали Adrien M & Claire B, театральные режиссёры и цифровые художники (а Адриан вообще начинал как жонглёр, а потом ушел в программисты). Они рассказывают нам историю про мужчину и женщину, которые живут вместе, но, кажется, не особенно ладят. И вот однажды в мире начинается дождь, настолько сильный и долгий, что сначала он разрушает дом, где живут герои, а потом в потоках воды исчезает женщина, остаются только её волосы, которые кажутся живыми, они плывут в дождевой воде, как некое морское существо со множеством щупалец. И мужчина, подобно Орфею, отправляется искать свою Эвридику. Дальше надо смотреть своими глазами. И смотреть — все три части работы, которые по-разному и в разных медиа интерпретируют этот сюжет. Желательно именно вот в таком порядке:
1.
Театральный перформанс с живыми исполнителями, но находятся они за прозрачной тканью, на которую накладывается цифровая проекция. Причем проекция эта интерактивная, она реагирует на перформеров, и получается, что они как бы танцуют не с друг другом, а именно с цифровыми призраками. Однако перед нами не мультик, претендующий на жизнеподобие, наоборот: Клер и Адриан используют только точки и линии, но вполне справляются с тем, чтобы показать и дождь, и дом, и рухнувшую стену, и то, как из обломков вырастают странные существа. По сути мы видим вариацию на классическую графику, где точек и линий вполне достаточно для того, чтобы изобразить что угодно. Перформанс идёт 50 минут. В Москве можно посмотреть его видеоверсию, и хорошо, если во время просмотра зрителю удастся занырнуть в почти медитативное состояние, на грани сна и яви, тогда задумка художников сработает идеально.
2.
Книжка-панорамка. Ты открываешь её на развороте — и возникает объемный дом с окнами и лестницей, сделанный из бумаги. Пейзажи вокруг нарисованы от руки, а вот герои обитают только в дополненной реальности. Нужно взять планшет и наушники, и двигаться от разворота к развороту, на каждом тебе покажут какую-то часть истории, причём Клэр настаивает, что порядок просмотра можно выбрать самому и получить собственный сюжет. На самом деле на экране планшета тоже разворачивается балет, не совсем такой, как в танцевальном перформансе, но исполнители те же: художники надели на них датчики и при помощи технологии motion capture перенесли живой танец в цифровой мир.
3.
Ключевая сцена в виртуальной реальности. Ты надеваешь VR-очки и оказываешься внутри танца героев. Эта часть самая короткая, всего три минуты, так что голова не закружится, но движения персонажей надо ловить со всех сторон, ты буквально находишься между ними.
Многосоставная Acqua Alta мне кажется разговором о том, как художник выбирает для себя инструменты, позволяющие изобразить тот или иной сюжет: вот танец, комикс, мультфильм, цифровая и рукотворная графика, дополненная и виртуальная реальность, театр, одна и та же история может быть рассказана по-разному, а может существовать между ними, появляясь и исчезая, как в раскладной книжке.
Все это можно увидеть в Музее советских игровых автоматов (Рождественка, 12) до 10 ноября. А в Петербурге с 21 по 23 ноября во Французском институте (Невский проспект, 12).
Алина Стрельцова