ГЭС-2

,

Москва

,

Выставки

«Если бы стены были водой»

В Доме культуры «ГЭС-2» открылась выставка бразильского архитектора Лины Бо Барди.

Вид инсталляции Лины Бо Барди в Доме культуры «ГЭС-2»

Лина Бо Барди (1914 —1992), действительно, культовая фигура в архитектуре ХХ века, но вся кураторская команда в один голос повторяет, что их проект — не про архитектора, а про человека, который успел поработать во множестве сфер и прославиться радикальными экспериментами буквально в каждой. На самом деле это совершенно не означает, что Лина хваталась за всё подряд, всю её деятельность можно охарактеризовать как создание среды, где человек живёт и занимается творчеством. Просто эту среду Бо Барди понимала не как совокупность разрозненных компонентов — фасадов, дорожек, окон, площадей, музейных и театральных пространств, — а как единое целое, нечто живое и текучее.

Конечно, всё это звучит интересно, но тут же ставит перед кураторами множество мучительных вопросов. Например, как показать ту самую среду, которую Лина Бо Барди создавала в 1960—1980-е, если все её постройки находятся в Бразилии — в Сан-Паулу или даже в джунглях. И, более того, нам же интересны не столько здания (которые вовсе не стремились поразить зрителей своим эффектным обликом), сколько взаимное перетекание площадей, музейных пространств и веселой, праздничной толпы, которая наполняла город. Архитектурные макеты здесь точно не помогут и ничего не объяснят.

Кураторы Катерина Чучалина, Андрей Василенко и Карен Саркисов из «ГЭС-2» и их бразильские коллеги Андре Вайнер и Марселу Феррас придумали такой ход — они воссоздали несколько объектов, которые Лина делала для культурного центра в Сан-Паулу Sesc Pompéia, придорожные стулья, которые она cпроектировала, и элементы театральных декораций из её постановок. Они надеются, что в «ГЭС-2» вокруг этих объектов возникнет та же радостная кутерьма, которая сопровождает оригиналы. Например, по центральному Проспекту течет каменная река, а в ней плавают карточки бразильского лото с изображением местных зверей — крокодилов, удавов и обезьян. По берегам реки стоят ведра с удочками — можно взять одну и выловить себе зверей по вкусу, а потом забрать эти карточки домой.

Вид инсталляции Лины Бо Барди в Доме культуры «ГЭС-2»

Для тех зрителей, что пришли не только поиграть и пофотографироваться, открыто пространство на втором этаже, где представлены даже не фотографии главных построек Бо Барди, а идеи, которыми она руководствовалась в своей работе. Дело в том, что многие из них стали чрезвычайно актуальны для сегодняшней архитектуры. Например, концепция вторичного использования зданий: сейчас уже понятно, что сносить старые постройки и возводить на их месте новые — самое неэкологичное, что только можно придумать. Поэтому архитекторы всего мира отказываются строить, только — преобразовывать. Ближайший пример подобного подхода — само здание Дома культуры «ГЭС-2». Ещё одна принципиальная идея Бо Барди — это необходимость демократизации учреждений культуры: Лина проектировала музеи (например, Художественный музей Сан-Паулу —MASP) со стеклянными стенами: то есть мы не прячем нашу коллекцию, делая её доступной только для платёжеспособных зрителей, а показываем всем. Она, кстати, даже собственный дом спроектировала со стеклянными стенами и намеренно отказалась от ставень. Правда потом была вынуждена повесить шторы — оказалось, что бразильское солнце не щадит даже радикальных архитекторов. А ещё важно, что архитектуру Лина рассматривала как способ объединить людей. Например, музей она трактовала не как отдельно стоящее здание, а как часть площади, улицы и людского потока, который движется и по тротуарам и сквозь здание. Её цель была не в том, чтобы наладить взаимные отношения между городом и музеем, а чтобы они стали частью друг друга.

Вообще, на открытии выставки Катерина Чучалина говорила о том, что в основе самой концепции «ГЭС-2» лежат ровно те же идеи, что исповедовала Лина. И арт-директор Алиса Прудникова соглашалась, что работа над проектом больше напоминала тренинг для всех сотрудников Дома культуры. Конечно, всё это ощущается на выставке. Стена, на которой развешаны фотографии работ Бо Барди, её проекты, соединённые стрелочками с подчёркнутыми и обведёнными в кружочки ключевыми идеями, выглядит в точности как рабочая доска после большого совещания — вот мы всё придумали, а дальше будем воплощать.

Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди
10 июля — 19 октября
Дом культуры «ГЭС-2»