Аукционы

,

Цифровая реальность

,

Цифровое искусство

,

Онлайн-формат

Елена Завелев: «Мы хотели воссоздать именно ту тусовку, что и на обычной ярмарке»

Елена Завелев, основатель и генеральный директор ярмарки современного и цифрового искусства CADAF и образовательной платформы New Art Academy, рассказала нам, как появилась и как устроена первая арт-ярмарка в цифровой среде и почему в пандемию было важно, чтобы цифровое искусство оказалось на улицах города.

Елена Завелев

Основатель и генеральный директор ярмарки современного и цифрового искусства CADAF и образовательной платформы New Art Academy

?è?? ???, @sevefavre⁠. Дисциплинированное созвездие, 2020⁠
Цифровая живопись

До того, как поступить в Christie’s, я много работала в сфере арт-образования и арт-рынка, организовывала конференции и дискуссии, и тема образования в сфере арт-рынка меня до сих пор интересует, мне кажется очень важно дать коллекционерам понимание того, что происходит на рынке, какие появляются новые медиа, виды искусства. В 2017 году я организовала компанию, которая до сих пор существует, называется New Art Academy. Сначала я понимала арт-образование максимально широко, устраивала семинары по арт-бизнесу и арт-рынку, но очень быстро поняла, что отсутствуют какие бы то ни было лекции в области технологий искусства, а блокчейн уже тогда развивался и был довольно-таки важным для художников. И еще я заметила, что на данный момент не существует ярмарки цифрового искусства, и я её организовала. В 2019 ярмарка открылась в Нью-Йорке, я живу здесь и люблю этот город, но помимо этого именно в Нью-Йорке находится много блокчейн-стартапов. В этой ярмарке участвовали, в основном, американские художники, но были и европейцы, особенно мне бы хотелось отметить важную галерею Kate Vass Galerie из Цюриха. Участвовали и российские авторы.

???-???, @bebdeum⁠. Все едины, 2005—2021
Цифровая живопись

Первая ярмарка была очень камерной, было не больше четырех тысяч человек, вторая в Майами собрала порядка шести тысяч, а летом 2020 года у нас прошла первая онлайн-ярмарка, очень удачная, и по посещаемости, и по продажам. Так что этим летом мы решили сделать её уже на собственной платформе, с виртуальными 3D-стендами и картой, с которой вы могли путешествовать по ярмарке и смотреть превью каждого стенда. И чтобы сохранить ту форму общения, что у нас была в офлайн-ярмарках, мы сделали очень активный чат, даже несколько разных чатов — в одном из них ты разговариваешь один на один с галеристом, в другом можешь общаться с другими посетителями, делиться своим мнением о представленных работах, есть также адресная книга, чтобы оставлять контакты. Мы придумали много фишек, которые нацелены именно на то, чтобы развлечь вас и воссоздать именно ту тусовку, что и на обычной ярмарке. За свою карьеру я много с ними работала, поэтому я хорошо знаю, как они устроены, и мы очень хотели и хотим, чтобы это была не просто картинка на экране, но что-то более глубокое, веселое, игровое. Еще мы сделали, чтобы отображалось, на какие технологии смотрят посетители, на каких художников, чтобы каждый художник мог включить историю по своей работе. Я часто вижу, что нынешние маркетплейсы идут не от мира искусства, а отталкиваются от технологий, то есть на них мы очень редко видим историю художника, создания картины, И поскольку мы работаем с цифровыми авторами, виртуальные выставочные пространства им привычны и комфортны, но, конечно, я надеюсь, что в скором времени мы сможем проводить обычные ярмарки.

Даннауэй Смит, @dunawaysmith. Всевидящее око, 2021
Цифровая живопись

Однако пандемия помогла нам тем, что много людей оказалось на долгие часы перед компьютером, им хотелось чего-то интересного, сначала они покупали спортивные карточки, потом перешли на искусство, и за время локдауна рынок цифрового искусства очень расширился, даже, например, Илья Кабаков участвует уже в блокчейн-проекте Smart Data Art, и мне кажется очень здорово, если художники хотят пробовать что-то новое. Другое дело, что необязательно, что люди с раскрученным именем будут стоит на этом рынке дороже, чем новички. Вы же видели, что до того как посредством Christie’s продался этот Beeple, его вообще никто не знал, и он себя не называл никогда художником. Или, например, моя знакомая из маленькой деревни в Пуэрто-Рико, у которой чудо, что есть компьютер, недавно продала свою работу примерно за два миллиона долларов. А до этого десять лет её произведения не находили никакого финансового отклика. Поэтому все диктует рынок. И на это рынке гораздо важнее, как ты умеешь представить себя в социальных сетях, как ты с них общаешься.

⁠Роберт Ричардсон, @bobzlenz2017⁠. Абстракция I, 2019
Цифровая живопись

Кроме ярмарок, мы стали проводить городские фестивали цифрового искусства. Первым был New York Digital Art Month в октябре 2020 года, он был вызван именно пандемией, невозможностью проводить физические мероприятия, а нам хотелось что-то сделать безопасное для посещения. Мы обратились к властям города, они очень радостно с нами стали работать, разрешили нам повесить на улицах QR-коды, которые ведут к фильтрам художников в дополненной реальности. И мы вешали эти таблички на площадях, на витринах магазинов, и это очень успешно прошло, люди были счастливы, художники были счастливы, поскольку их Инстаграм-фильтры наконец увидело много народу.

Доминик Чередников, @dominique_czerednikow⁠. Муза и Пегас (версия)
Цифровая живопись

Мы не хотели использовать никакую другую платформу, кроме Инстаграма, поскольку он у всех уже загружен и не нужно устанавливать никакого нового приложения, то есть людям было очень легко включиться. Потом в провели похожее мероприятие в Майами, теперь его более масштабно в Париже. Но что касается Нью-Йорка, Мэдисон Авеню, Пятая авеню, Сохо, Флэтайрон — это очень разные районы с разным контингентом. Каждый из них выдвигал собственные требования, например, на Мэдисон Авеню нельзя было вешать что-то провокационное или с сексуальным контентом. А в Даунтауне наоборот просили что-нибудь повеселее и пожестче. Так же и в Париже, есть районы более снобские, а есть молодежные. И нам хочется это продолжать и дальше, сейчас мы ведем переговоры с Лондоном.