2010-е

,

Монологи художников

,

Россия

,

Фотография

,

Фотография

Чистосердечное признание. Андрей Чежин

О правде и лжи в своём творчестве рассказывают фотографы разных поколений и специализаций: репортажники, фотохудожники и авторы псевдодокументальных проектов

№ 1 (588) / 2014

Андрей Чежин

(р. 1960, Ленинград, СССР). Фотограф. Организатор и член совета ежегодного фестиваля «Осенний фотомарафон», директор галереи «ФОТОimage» и личного музея современного искусства «Музей канцелярской книги»

Андрей Чежин. Из серии «Невская купель», 1994

Аналоговая фотография, которую принято считать объективной, таковой не является. До тех пор пока на затвор нажимает человек, а не автомат, она транслирует видение автора. Именно субъект задаёт содержание снимка и определяет его суть.

В начале 1980‑х годов в фотоклубе «Зеркало» я пытался заниматься тем, что мы называли «субъективный документализм»: никакой открыточности, мрачные ленинградские брандмауэры и задворки. Я находил объект и, наведя на него широкоугольный объектив, стоял и ждал, когда что‑то произойдёт. Мальчик на велосипеде проезжает мимо, и в этот момент я делаю кадр. Такой же стратегией периодически пользовался, например, Анри Картье-Брессон.

В перестройку социальная фотография вышла на газетные полосы, и потому стала мне неинтересна. Тогда я решил фотографировать парадный Петербург и обнаружил буквально у каждого здания-памятника по три дырки в асфальте от штатива. Идеальный ракурс давно был выбран другими фотографами: ставишь свой ящик, нажимаешь затвор — и гарантированно получаешь хороший продукт. Это ужасно раздражало.

Архивные фотографии реальных бедствий отнюдь не создают впечатления грозного мифа: люди всего‑то бредут по колено в воде по Васильевскому острову. Поэтому я решил снять места, которые никогда не затапливались, но у меня окажутся в воде

Надо было придумать свой ход, и первым стал проект «Город на ощупь», где мои руки изображены на фоне города. По задумке Петербург ощупывается «босыми» глазами. Так начался мой с ним роман, который отразился в четырнадцати сериях проекта «Город-текст».

За «Городом на ощупь» последовала «Невская купель». Это была игра с мифом Петербурга, которому, по словам Екатерины I, быть пусту и затопленну, а по предчувствию Достоевского, снова стать финским болотом. Моя игра и состояла в том, чтобы показать затопленный Петербург. Архивные фотографии реальных бедствий отнюдь не создают впечатления грозного мифа: люди всего‑то бредут по колено в воде по Васильевскому острову. Поэтому я решил снять места, которые никогда не затапливались, но у меня окажутся в воде. Для этого с маской на светофильтре я снимал город на верхнюю часть кадра, а потом невскую воду на нижнюю. Через какое‑то время мне предложили выставить свои работы на «Авроре». К тому времени крейсер уже был намертво приварен ко дну. То есть случись серьёзное наводнение, — он не всплывёт. Именно поэтому я выбрал для той экспозиции «Невскую купель». Зрители принимали эти снимки за чистую монету. Только одна карточка — с Казанским собором — открывает секрет миража. Публика смотрела на неё и вздыхала с облегчением, осознав, что всё это иллюзия, и только тогда обращала внимание, что снимки сделаны при ясной тихой погоде, какой никогда не бывает при наводнениях.

Андрей Чежин. Из серии «Невская купель», 1994

После воды был «Город-миф»: образ Петербурга, погребённого под осыпающимися зданиями — это была моя собственная фотоархеология. Здесь наоборот: сначала экспонировался пляж, на который второй экспозицией накладывался город. Голова атланта, засыпанная песком, должна была напомнить зрителю о памятниках в египетской пустыне.

Важный для меня аспект фотографии — псевдодокументация. С ней связан проект «В гостях у Буллы» или «Найди меня». Я начал эту серию, посмотрев фильм Вуди Аллена «Зелиг», о человеке, который умел перевоплощаться в других людей. Под впечатлением я попросил знакомого, работавшего в архиве, дать мне для репродуцирования качественные копии Карла Буллы, и впечатал свои автопортреты в фотографии родоначальника русского репортажа. Причём сделал это без помощи компьютера. Каждый снимок Буллы был подробно подписан, и к каждой подписи я добавлял упоминание о себе, так как твёрдо знал, что теперь там присутствую. Меня нет только на фотографии «Чежин на июльской демонстрации 1917 года»: впечатывать лицо меньше спичечной головки не было смысла, и я присутствую там только в пояснительном тексте к снимку.

Не так давно мне показали цифровые снимки горных озёр в Швейцарии. Я им не поверил, потому что такого не может быть, никогда я в природе не видел таких переливов зелёного с перламутром. Мы приехали в Швейцарию, поднялись на озёра, и я просто остолбенел. Теперь — верю.