Выставки

Боги, люди, герои

№ 1 (608) / 2019

Академия Платона, I в. н. э.
Помпеи. Мозаика

Где: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Когда: 19 апреля — 23 июня 2019 года

Выставка «Боги, люди, герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей» открылась в Манеже Малого Эрмитажа. Представители музея на все лады повторяют, сколь беспрецедентно это событие (никогда такое количество хрестоматийных работ не выезжало за пределы Италии), сколь символично выбрана дата (экспозиция открылась в день столетия отечественной археологии) и как повезло Эрмитажу — причём повезло заслуженно. Дело в том, что именно с Эрмитажа началась российская помпеемания: в августе 1834 года знаменитая картина Брюллова была перевезена из Рима в Петербург и выставлена в этих стенах. Так широкая отечественная публика впервые узнала об извержении Везувия: с восторженными отзывами на выставку выступили Пушкин и Гоголь, залы Зимнего дворца начали расписывать в помпеянских стилях, брату Карла Брюллова заказали тематическую мебель, а члены императорской фамилии во время гранд-тура стали в обязательном порядке посещать раскопки. Как раз в те годы установилась традиция, по которой первые лица государства во время променадов случайно находят древние амфоры, которые торжественно передаются им в дар. Так сформировалась собственная эрмитажная коллекция помпеянских древностей. Она составляет одну из секций нынешней экспозиции, но выглядит, разумеется, скромнее тех сокровищ, что привезли итальянцы. Главные из них — это фрески, которые редко покидают стены музея, а здесь их более сорока: Юпитер на троне, свадьба с Юноной, Александр и Роксана, раненый Эдип, из которого врач извлекает обломок стрелы, нереида, соблазнительно изогнувшаяся на морской пантере, и так далее. Представлен тут и предмет особой гордости неаполитанского музея — посвящёная Бахусу «Синяя ваза», которая изготовлена в технике двухслойного камейного стекла и иллюстрирует весь процесс изготовления вина.

Геракл и Омфала Фреска. Помпеи, дом Марка Лукреция. I в. н. э.
Помпеи. Мозаика

По задумке кураторов, выставка должна представлять три уровня: богов, то есть ценности и идеалы, героев, то есть образцы поведения, и людей, то есть материальную культуру. Однако последний пункт эмоционально перевешивает всё остальное, поскольку Юпитеры и Геркулесы — это явно что‑то из хрестоматии, тогда как подробности античной жизни делают её очень близкой и понятной. Вот фрески, подробно иллюстрирующие бурление на форуме — продажу тканей, рынок рабочих инструментов, наказание провинившегося ученика, чтение эдикта. Рядом с ними целый ряд сковородок и противней, горшок для яиц с обломками скорлупы, а ещё глиралий — округлый сосуд с внутренними перегородками, где выращивали мышек-сонь, которых потом готовили со специями. У этих витрин толпятся не с почтительным благоговением, а с каким‑то радостным чувством обнаружения одновременно и своей близости древним, и временнόй дистанции. Кажется, это переживание и есть основа всей экспозиции, которая построена на мелких деталях: путти суёт флейту в ухо обалдевшему Геркулесу, философ Питтак Милетский демонстрирует свой висящий волосатый живот, весь верхний регистр рельефа с гладиаторами занимает длинная похоронная процессия, Вулкан сидит за гончарным кругом, а рядом так же споро работает ремесленник. Все тут очень живые, все близкие и понятные, как будто бы и не прошло двух тысяч лет. И тут, конечно, стоит вспомнить, что на образ Вулкана молятся уже многие поколения искусствоведов, поскольку, если бы не извержение Везувия, законсервировавшее Геркуланум и Помпеи, у нас бы не осталось образцов античной живописи и мы почти ничего не знали бы о повседневной культуре древности.

Выставка реализована при поддержке итальянской кофейной компании Lavazza в рамках многолетнего сотрудничества с Государственным Эрмитажем.