Санкт-Петербург

,

Выставки

«Бестиарий 21 века. Трансформации» в петербургской фиджитал-галерее «Охра»

Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 37
До 1 ноября

Вид экспозиции «Бестиарий XXI века» в галерее «Охра», Санкт-Петербург

Этой весной в Петербурге открылась фиджитал-галерея «Охра». Фиджитал — модное слово, но лишь в узких кругах тех, кто занимается новыми технологиями, поэтому нуждается в пояснении. Например, художники могут работать с дополненной реальностью (AR, augmented reality) — тогда мы подглядываем в цифровую реальность сквозь замочную скважину мобильного телефона. Или с виртуальной реальностью (VR, virtual reality) — тогда мы надеваем шлем и переходим в цифровой мир целиком. А фиджитал (physical + digital) — означает, что работа представляет собой материальный объект, видимый человеческими глазами, но одновременно у неё есть виртуальная часть, и чтобы её различить, нужны дополнительные устройства. Удивительным образом эту технологию проще всего объяснить на примере средневековых бестиариев. Это были зоологические справочники своего времени, они включали и реальных, и фантастических существ, вот только описание внешности и повадок считалось далеко не самым главным даже в случае обычных, невыдуманных животных. Непременно существовала еще и символическая, скрытая часть. Например, пеликан — вполне реальная птица, мы все более-менее представляем её облик, но, увидев такое изображение на церковном портале, человек должен был понимать, что речь идёт про Иисуса Христа, поскольку пеликан якобы питает птенцов собственной кровью, как и Иисус апостолов во время Тайной вечери. Это и есть виртуальная часть образа, которую можно воспринять лишь посредством мистического откровения. В то же время для средневекового человека именно этот смысл был наиболее важным, поскольку наш материальный мир считался лишь слепком с иной, подлинной реальности, недоступной человеческим глазам. Примерно так же устроен и цифровой мир, который мы тоже не можем увидеть без помощи гаджетов.

Вид экспозиции «Бестиарий XXI века» в галерее «Охра», Санкт-Петербург

Именно эта концепция бестиария легла в основу нынешней выставки в «Охре» — речь идёт про явную часть художественного произведения и про скрытую, но очень важную. Выставка состоит из работ двух художников. Вильгений Мельников рассказывает про трансформацию мира: в центре зала лежат гнутые металлические обломки нашей планеты — вероятно, тектонические плиты. За крушением прежнего и рождением нового мира наблюдают старый, уставший Адам и Ева, похожая на сломанную статуэтку балерины. Художница Антонина Фатхуллина развешивает клетки, в которых сидят тканевые куколки с маленькими крыльями и щупальцами. Рядом можно увидеть раскрашенные коконы, из которых они, наверное, появились на свет, и проволочных ангелов — это, судя по всему, взрослые особи. Всё вместе выглядит как обычная выставка, но между клеток висят ещё и шлемы виртуальной реальности. Надев их, ты обнаруживаешь себя сначала в мастерской художницы, где в клетках сидят не просто мягкие игрушки, а живые существа, похожие на ирландских пикси из «Гарри Поттера», они копошатся, а затем выбираются на свободу и улетают. В другом шлеме ты переносишься в мастерскую Вильгения — в финский подвал, где художник вырезает выкройки из металла, потом сваривает швы, а затем при помощи гидровзрыва надувает этот металл, как венецианские стекольщики, только для таких гигантских изделий понадобились бы стекольщики-великаны. Но самое интересное — это третья разновидность шлема, смешанной реальности (MR, mixed reality), где ты по-прежнему находишься в галерее, ясно видишь и объекты, и других людей, вот только всё вокруг начинает двигаться: тектонические плиты буквально разлетаются, и их можно поймать и подвигать, мимо тебя пробегают какие-то странные существа, ты чувствуешь себя, почти как на космическом корабле, припарковавшемся на планете Солярис: вроде ты что-то видел, но не уверен, что не показалось.

Вид экспозиции «Бестиарий XXI века» в галерее «Охра», Санкт-Петербург

Создатели галереи «Охра» Роман Ницык и Елена Голоскокова больше всего опасались, что это пространство будет ассоциироваться с миром виртуальных развлечений и игр, поскольку именно такой продукт больше всего известен, понятен и накачан деньгами. Поэтому, — рассказывает Роман, — мы вообще не хотели использовать слова «виртуальная реальность», ведь профессиональный зритель бежит от неё, как от огня, культура не хочет ассоциироваться с развлечениями. Более того, главная проблема — сделать так, чтобы зритель захотел надеть VR-шлем, ведь у всех был подобный опыт и, как правило, опыт негативный. В своё время открывалось много виртуальных выставок и театральных показов, которые проводились в VR, они были либо скучны, либо низкого качества, либо у зрителя кружилась голова, потому что глаза свидетельствовали о том, что человек двигается, тело — что он стоит на месте, а мозг от этого противоречия начинал сбоить. Роман говорит, что на самом деле всё это можно преодолеть, они учились этому три года, но всё-таки научились, да и технологии с тех пор очень сильно продвинулись вперед. К примеру, те шлемы смешанной реальности, которые используются на выставке, были представлены публике меньше года назад.

Вид экспозиции «Бестиарий XXI века» в галерее «Охра», Санкт-Петербург

Главный козырь «Охры» — это большая технологическая предыстория. Команда проекта много лет зарабатывала коммерческими проектами, накопив и опыт, и деньги, которые потом были вложены в искусство. Коммерческие задачи бывают самые разные. Например, на опасных промышленных производствах нужны виртуальные тренажёры, на которых рабочие будут учиться работать с оборудованием и реагировать на внештатные ситуации. Гораздо лучше, если на человека упадет металлическая балка в виртуальном пространстве, чем в реальном. Роман рассказывает, что в жизни чаще всего люди почему-то не разбегаются, а начинают инстинктивно ловить и пытаться удержать эту балку весом несколько тонн, в этом случае экономическая эффективность виртуальных тренажеров измеряется количеством живых рабочих, а также целых рук и ног. Ещё команда сотрудничала с разработчиками нового поколения инсулинов, задачей ребят было погрузить человека в ту самую виртуальную реальность, где кружится голова и невозможно сфокусироваться, чтобы медики могли оперативно вывести своих пациентов из этого состояния. Очевидно, это гораздо безопаснее и проще, чем начинать испытания препаратов во время настоящего приступа болезни. Слушая эти истории, ты ловишь себя на мысли, что решать подобные задачи, быть может, не менее увлекательно, чем заниматься искусством. Тем не менее, Роману и Елене хотелось сотрудничать с художниками, при том, что художникам зачастую не хватает технологических навыков, а у программистов нет знаний истории искусства и возможности работать с тем набором смыслов, который доступен гуманитариям. Несколько лет назад команда проекта познакомились с молодой петербургской художницей Надеждой Бей, которая работает с VR, и ребята поняли, что им есть с кем начинать галерейный проект.

Вид экспозиции «Цифровая гидра» в галерее «Охра», Санкт-Петербург

Выставка Надежды Бей «Да новым мирам!» стала одним из первых проектов «Охры» (сейчас большинство представленных ею работ можно посмотреть в местном VR-музее, также, как и специально отцифрованные выставки классической живописи и медиаработы других художников). Но Надежда проводит и живые перформансы, например, один из них выглядел так: шесть человек садятся за круглый стол и кладут на него руки, как во время спиритического сеанса. Им по очереди задают разные вопросы: те, кто отвечают «да», поворачивают руки ладонями вверх. А художница, выполняющая роль медиума, начинает вызывать духов из цифровой реальности, — рисовать в виртуальном пространстве, соединяя разноцветными нитями тех участников, которые ответили одинаково, и в конце сеанса образуется виртуальная скульптура — столб цвета, представляющий собой слепок внутреннего пространства всех участников, невидимые связи между ними.

Вид экспозиции «Цифровая гидра» в галерее «Охра», Санкт-Петербург

Почти все художники галереи очень молоды, и это понятно: те, кто постарше, уже нащупали свои темы и ниши, а юным авторам приходится предлагать не только новые медиа, но и свежие сюжеты, так что концептуальную часть с ними дорабатывает куратор Ксения Макаренко, которая и предложила выставку про современный бестиарий. Оттуда, впрочем, в малый зал сбежала «Цифровая гидра», античное чудовище со многими головами, если отрубить одну, тут же вырастают еще несколько: разумеется, это про современные медиатехнологии. Тут можно обнаружить не просто воображаемую флору и фауну Александра Малышкина, дуэта DIMITRIEV & YANAK, Lenor и Катарины Кано, но и самые разные стратегии работы художника в цифровой среде.

Вид экспозиции «Бестиарий XXI века» в галерее «Охра», Санкт-Петербург

На самом деле команда «Охры» первоначально хотела работать не только с художниками, но и с музеями. Ведь музеи кажутся самыми очевидными партнерами — все хотят не просто отцифровывать свои коллекции, но и предлагать зрителям со всех концов земли возможность виртуально побродить по залам. Но оказалось, что с музеями не всё так просто, и не только потому что те боятся развлекательного контента, но и поскольку музейная администрация пока не знает, как вообще работать в виртуальными историями, в первую очередь на бюрократическом уровне, как вообще это все согласовать и оформить. «Охре» оказалось гораздо проще открыть собственные pop-up площадки в Челябинске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Москве и Питере, чтобы показать, как вообще такие фиджитал-проекты могут выглядеть и какой уровень качества сейчас доступен разработчикам. Также ребята создали свою платформу «Атлас» и хотят сделать на ней как можно больше выставок. Чтобы сотрудничать с культурными институциями, они собираются максимально широко представлять то, что умеют, например, на ярмарке Cosmoscow. Роман и Елена уверены, что именно Петербург, а не Москва сейчас является российской столицей виара, поскольку Москва принципиально ориентируется на большие аудитории и соответственно на тот тип медиаарта, который можно показать тысячам зрителей, например, цифровые проекции. А питерцы просто делают то, что им интересно, именно поэтому все крупные VR-студии находятся здесь. Так и получается, что у «Охры» сейчас 150 шлемов виртуальной реальности, они хотят наращивать их число, но их всё равно будет недостаточно для по-настоящему массового зрителя. Ко всему прочему собрать цифровую выставку с нуля стоит порядка 20 миллионов, то есть, если вся финансовая нагрузка ложится на галерею, билет туда не может стоит дешево. Тем не менее именно эти технологии сейчас интересны американским, китайским, европейским художникам, тогда почему бы их не сделать доступными и для наших авторов?