Инструкция

,

Арт-резиденции

,

Документы

Арт-резиденции: инструкция по применению

Где искать варианты? Как написать заявку? Почему меня не берут? Если не взяли в первый раз, стоит ли подаваться ещё? Что делать, если пригласили в резиденцию, а она оказалась платной? Анна Евтюгина, основатель нью-йоркского агентства iPureland, которое помогает художникам и арт-организациям получать гранты на свои проекты, составила список практических рекомендаций

№ 3 (610) / 2019

Художники путешествовали всегда, однако резиденции в современном понимании появились в конце XIX — начале ХХ века. Их главная задача — предоставлять творцам время и место для творческого развития, а также дополнительные ресурсы, как материальные, так и культурные.

Терри Томпсон. Товары для художников, 2017
Холст, масло. 105 × 70 см

Что нужно художнику? Пространство — чтобы жить и чтобы работать; свободное время — чтобы создавать искусство; профессиональные знакомства и связи; бюджет на производство и на покрытие расходов на жизнь; аудитория, которой можно показать свои произведения и с которой их можно обсудить. Каждый из этих ресурсов можно найти отдельно — у разных галерей, музеев, предоставляющих гранты фондов, нацеленных на сотрудничество с художниками брендов и т. п. Однако формат арт-резиденции придуман, чтобы удовлетворять все эти потребности одновременно.

Резиденция — это ещё и организация-посредник между художником и территорией. По моему наблюдению, чаще всего резиденции образуются, чтобы решить какую‑либо проблему, например, появилось пустующее здание — можно поселить там художников, или у местного сообщества есть какой‑то культурный запрос, или им надо куда‑то пристроить своих детей, или есть заброшенное место и ему нужно придумать новую функцию. Поэтому художнику не стоит фокусироваться только на собственной позиции: что резиденция может дать вам. Лучше задуматься, чем вы можете быть полезны этой территории, — и тогда вас возьмут с куда большей вероятностью.

Какие бывают резиденции?

1.
Изначально резиденции были местами для продолжительного уединения, где художник мог отстраниться от бытовых и семейных проблем, работы с документами и необходимости обслуживать себя, где он фокусировался на своей практике. Другой тип резиденции появился позднее — он подразумевает не уединение, а, наоборот, пребывание в сообществе. Художник едет туда, чтобы попасть в команду профессионалов — кураторов, критиков, художников, — с которыми можно сотрудничать или обмениваться идеями. Для начала стоит разобраться, чего именно вы хотите. Например, нужно ли вам одиночество, или требуется кураторский надзор и комментарии более опытных художников? Далеко не все резиденции это предлагают.

Многие уверены, что художник заранее придумывает свой проект и предлагает его резиденции. На самом деле в огромной степени именно формат резиденции определяет, что будет делать художник

2.
Ещё один тип резиденции построен вокруг определённых технических возможностей. Например, у организаторов есть всё для шелкографии, выплавки металла или производства керамики. Зачастую дорогое и громоздкое оборудование, с которым нужно поработать художнику, невозможно приобрести в мастерскую, а в резиденции оно есть — и это хороший выход. Туда же можно поехать, чтобы освоить совершенно новую для себя технологию.

3.
Многие уверены, что художник заранее придумывает свой проект и предлагает его резиденции. На самом деле в огромной степени именно формат резиденции определяет, что будет делать художник. Обратите внимание: далеко не все рассчитывают, что по окончании срока вы полностью реализуете какой‑то творческий замысел. Некоторые резиденции — особенно краткосрочные, до месяца, — предлагают сфокусироваться на исследовании их территории или их профессиональных задач с целью выработать новое видение.

Терри Томпсон. Автозапчасти «Baskin's», 2016
Холст, масло. 90 × 60 см

4.
Существуют резиденции при музеях, их немного, но они часто очень престижные, туда трудно попасть. Например, в музее Куинса есть двухгодичная программа: художник несколько дней в неделю работает в музейном пространстве и посещает образовательные семинары. Это даёт серьёзный карьерный рост и знакомство с именитыми кураторами, с которыми поддерживает связи статусный музей.

5.
Несколько лет назад была опубликована статистика, что 88 % выпускников нью-йоркских высших учебных заведений не успевают освоить бизнес-навыки, необходимые для развития собственной карьеры. По сути, они не умеют планировать. Некоторые резиденции заточены именно на такое профессиональное развитие — учат, как подавать заявки на гранты и в резиденции, как планировать свою карьеру, какие ресурсы можно привлекать. Например, программа в нью-йоркской резиденции Residency Unlimited, где я выступаю одним из кураторов, нацелена на развитие профессиональных навыков, важных для развития карьеры художника, куратора и галериста в международном контексте. В этом году мы запустили и программу для арт-профессионалов из России.

6.
Существуют программы, специализиру­ющиеся на связке искусства и технологий, что очень актуально сегодня. Например, Новый музей в Нью-Йорке в 2014 году открыл первый музейный инкубатор New Inc — уникальное пространство, предназначенное не только для художников, но и для культурных стартапов на стыке искусства, дизайна и технологии. Их резиденты развивают идеи и решения, которые можно будет использовать как в музейной среде, так и в креативных индустриях. New Inc привлекает множество профессиональных консультантов, менторов, что формирует очень классное сообщество.

Один художник придумал для Facebook внутрикорпоративную аналоговую социальную сеть: лично разносил сообщения на карточках всем трём тысячам сотрудников

7.
Крупные корпорации тоже начали открывать резиденции. Насколько мне известно, началось всё с Facebook: в 2005-м Марк Цукерберг пригласил художника Дэвида Чоэ выполнить несколько настенных росписей в офисе компании в обмен на пакет её акций. С 2012 года кураторы Facebook уже регулярно приглашают художников поработать в разных филиалах. Для заказчика в этом много преимуществ: художник преобразует пространство, создаёт творческую атмосферу для сотрудников, транслирует ценности компании — новаторство и готовность к экспериментам. Кроме того, у сотрудников возникает возможность постоянно наблюдать, как трудится художник. Некоторые художники становятся настолько популярными, что им приходится работать по выходным и по ночам, поскольку днём их всё время отвлекают. Резиденты могут интегрировать свой проект в работу компании. Один из них придумал для Facebook внутрикорпоративную аналоговую социальную сеть: лично разносил сообщения на карточках всем трём тысячам сотрудников.

8.
Другой вариант резиденции от корпораций — когда компания разработала новый продукт и приглашает художника исследовать его возможности в надежде, что резидент предложит что‑то за рамками стандартного взгляда. К примеру, Google недавно собирал художников, мультипликаторов, дизайнеров и даже танцоров, чтобы протестировать Tilt Brush, новый инструмент для создания 3D-изображений в виртуальной реальности.

Терри Томпсон. «Звезда Тусона», 2017
Холст, масло. 105 × 70 см

9.
Корпоративные резиденции не обязательно преследуют настолько утилитарные цели. Зачастую бизнесы стремятся работать с художниками просто потому, что это часть их социальной миссии. Программа Google, например, интересна ещё и своей междисциплинарностью, так как создана на стыке технологии, искусства и моды. В этом году Google также предлагает гранты — в сочетании с собственной экспертизой — современным художникам, которые используют в своей практике машинное обучение.

10.
Мне нравится утверждение художницы Ольги Киселёвой: «Каждому парку нужен художник!» На деле это означает, что арт-резиденции могут располагаться где угодно. Например, 360 Minute Creative Residency подразумевает, что художника на шесть часов помещают в какое‑то общественное пространство Нью-Йорка — в продуктовый магазин, на перекрёсток, в офис, на завод по переработке мусора. Там он может делать всё, что хочет, но основная задача — переосмыслить и само пространство, и процесс собственного творчества. Или знаменитый парк скульптур «Сократ» на Лонг-Айленде — он выделяет финансирование на создание новых скульптур в пространстве парка, где те и остаются. Вроде ничего особенного; тем не менее, это невероятно престижное место и первоклассная строчка в резюме любого художника.

Британская резиденция сэра Энтони Гормли располагается в особняке XVIII века в Норфолке. Классик приглашает к себе начинающих, которые придумывают, как реализовать его идеи, — получается очень продуктивный обмен

11.
Ещё один тип резиденции — это местечко под крылом большого мастера. Яркий пример — Watermill Center, основанный в 1992 году легендарным театральным режиссёром Робертом Уилсоном. Приглашённые художники, дизайнеры, даже продюсеры и арт-менеджеры, участвуют там в семинарах — их проходит 6—7 за 2 месяца резиденции. С одной стороны, они учатся методам, которые использует мэтр, работают в непосредственной близости от него, с другой — помогают разрабатывать идеи для его будущих постановок и организовывать большую ежегодную гала-вечеринку. Судя по отзывам моих друзей, это потрясающий опыт. Или британская резиденция сэра Энтони Гормли — она располагается в особняке XVIII века в Норфолке. Классик приглашает к себе начинающих, которые тоже придумывают, как реализовать какие‑то его идеи, — получается очень продуктивный обмен.

Где искать резиденции?

1.
Самый большой ресурс для поиска резиденций — это www.resartis.org. Он агрегирует информацию о резиденциях со всего мира и проводит для них конференции, на которых профессионалы знакомятся и обмениваются опытом. Искать можно не только по странам, городам и срокам, но и, например, по специализациям и даже по материалам, с которыми резиденция работает. Можно включить фильтры: например, чтобы поиск не выдавал резиденций, где вам придётся платить за пребывание. Однако этот пункт стоит проверять каждый раз отдельно.

2.
Второй большой ресурс — это относительно молодой сайт www.rivet.es. В России он заблокирован, но все, думаю, умеют это обходить. Здесь, на мой взгляд, очень удобная система поиска — в частности, легко понять, предлагает ли резиденция финансирование проекта и проживания или требует расходов с вашей стороны.

Терри Томпсон. «У Джонни», 2016
Холст, масло. 75 × 100 см

3.
Ещё мне нравится сайт creative-capital.org — это американская организация Creative Capital, которая даёт очень большие гранты на реализацию арт-проектов, но, кроме того, создаёт собственные подборки резиденций. Смысл в том, что вам не нужно сомневаться, хорошие ли это предложения: в такие курированные подборки попадают только действительно достойные программы.

4.
Не нужно сразу же отметать платные резиденции. Существуют возможности получить финансирование специально под них, и это гораздо проще, чем искать деньги на проект или оплату своего труда. ­Многие резиденции сами помогают художнику получить грант на поездку, если человек им интересен, — у них, как правило, есть наработанная система контактов. То есть ориентироваться надо на то, насколько резиденция полезна или подходит именно вам, а потом уже искать способ туда поехать.

5.
Существует ещё целый ряд электронных ресурсов, посвящённых не непосредственно резиденциям, а такому понятию, как artists' opportunities. Это и резиденции, и гранты для художников, и выставки, формиру­ющиеся по принципу open call, куда можно представить свою работу, чтобы тебя заметили. Зачастую имеет смысл выбирать резиденцию или выставку и одновременно искать грант на оплату дороги или производство экспонатов — их гораздо проще получить, если у вас уже есть подтверждение, что конкретная резиденция или выставочное пространство готовы вас принять на конкретные даты. Это очень повышает шансы на успех.

6.
Я регулярно проверяю, на каких порталах и как представлены русские резиденции. Их нет почти нигде — и это, конечно, показатель изолированности нашего арт-сообщества. Думаю, это одна из причин, по которым отечественным художникам сложно понять, как работают резиденции и почему их туда редко берут. Это широчайший спектр возможностей, но нужно учиться ими пользоваться.

7.
Российским художникам зачастую неочевидно, насколько огромное число грантов сейчас выделяется — гранты от государств, от городов, от конкретных организаций, даже совершенно неожиданных. Есть, например, интересный проект Governors Island. Это бывшая американская военная база, которую каждое лето отдают художникам и арт-НКО, чтобы те делали там выставки, фестивали, открытые студии — что захотят.

В Москве художнику, как правило, не говорят: ты заканчиваешь университет, напиши бизнес-план на ближайшие три года. А это очень хорошо помогает увидеть перспективы

8.
Существует большая и важная организация New York Foundation for Arts (NYFA), которая предлагает много программ для профессионального развития и грантов, даже таких, которые позволяют художнику тратить полученное финансирование на любые нужды. У них есть программа и для иммигрантов, которым помогают интегрироваться в профессиональную среду. Самое важное: они ведут большую образовательную программу, в частности, онлайн-семинары, на которые можно записаться за небольшие деньги и где рассказывают, как искать и как получить место в резиденциях, как находить финансирование на творческие проекты и — шире — как художникам заниматься бизнес-планированием. С точки зрения американской системы, студия художника — это малый бизнес. Она обладает всеми свойствами самой обычной небольшой компании, и её работу нужно планировать соответственно. Вот есть некоторые ресурсы и некоторые расходы, а я умею производить определённый продукт. Надо понять, как получить выгоду, финансовую и нефинансовую, какие средства можно привлечь, даже если это дополнительная работа, отличная от творчества. На мой взгляд, художественную практику в России полезно рассматривать под тем же углом. В Москве художнику, как правило, не говорят: ты заканчиваешь университет, напиши бизнес-план на ближайшие три года. А это очень хорошо помогает увидеть перспективы.

Терри Томпсон. Бар «Frolic Room», 2017
Холст, масло. 90 × 60 см

9.
Задача художника — не только искать для себя возможности, но и создавать их, самостоятельно или в сотрудничестве с другими художниками, галереями и кураторами. Важнейшая привилегия этой профессии в том, что ты можешь быть инициатором. Художник может приходить на чужую территорию, и его пустят, ещё и рычаги дадут. Предприимчивость — это по сути то же творческое любопытство, поэтому, на мой взгляд, это очень естественная черта именно для художников.

Как составить план и написать заявку?

1.
Оцените и запишите собственные цели и задачи, а затем сопоставляйте их с интересными вам резиденциями: соответствуют ли их возможности вашим целям, соответствуют ли их ресурсы вашим задачам.

2.
Не стоит сразу кидаться писать заявки — лишь бы куда‑нибудь да взяли. Позадавайте себе проверочные вопросы. На каком этапе карьеры я нахожусь? Как я вижу свой дальнейший путь? Хочу ли я работать в команде с другими людьми или сфокусироваться на собственном видении и индивидуальном проекте? Хочу ли я поработать в совершенно новой обстановке или буду искать студии в своём городе, чтобы была возможность жить дома?

3.
Обязательно смотрите, кто был в резиденции до вас: насколько вы соответствуете этим художникам по возрасту, похоже ли то, что вы делаете, на каком этапе карьеры они находились — начинающие или уже с именем. Часто резиденции нацелены именно на художников определённого типа.

4.
Не нужно пытаться попасть в резиденцию, которая не соответствует вашей категории, даже если она более крутая. Дело не только в том, что вы зря потратите время на заявку. Эта резиденция ничем не сможет вам помочь. Резиденции специально ограничивают набор, чтобы быть полезными именно для художников из своей узкой ниши.

Подавать в одну и ту же резиденцию несколько раз, даже если в прошлый вас не взяли, — полезно. Во-первых, ваше имя могут запомнить и начать узнавать. Во-вторых, обстоятельства могут измениться

5.
Есть модель, которую редко рассматривают, но она очень продуктивна: одновременно с пребыванием в резиденции поработать в студии другого художника. Например, в Нью-Йорке многие арт-резиденции не предлагают финансирования, а параллельная работа у другого автора даёт вам возможность жить в дорогом городе, получать зарплату и в то же время встречаться с кураторами резиденции и получать всю возможную пользу.

6.
Каждая резиденция склонна минимизировать свои риски, поэтому личное знакомство с сотрудниками или теми, кто уже был в резиденции, играет большую роль. Организации легче довериться человеку, о котором что‑то уже известно и который не подведёт.

Терри Томпсон. Мотель «Тропикана», 2016
Холст, масло. 105 × 70 см

7.
Подавать в одну и ту же резиденцию несколько раз, даже если в прошлый вас не взяли, — полезно. Во-первых, ваше имя могут запомнить и начать узнавать. Во-вторых, обстоятельства могут измениться. Кроме того, резиденции часто привлекают для оценки заявок сторонних кураторов, и те могут увидеть ваш проект в каком‑то своём контексте, который, возможно, будет выгоден именно вам.

8.
Иногда недостаточно прочитать 25 страниц инструкции по представлению проекта. Полезно позвонить, описать свой проект сотрудникам и спросить, подходит ли он в принципе. Это сэкономит ваше время, и вы не столкнётесь с неприятной ситуацией, когда работу отвергают, например, из‑за технической невозможности её реализовать, что из инструкции совершенно не очевидно.

9.
Попробуйте сформулировать в заявке, почему вам нужно попасть в эту резиденцию прямо сейчас: у вас поворотный момент в карьере, у вас проект с конкретными сроками, он привязан в какому‑то событию. Общие фразы типа «Возьмите меня хоть куда‑нибудь, я хочу в резиденцию» не пройдут. Важно дать понять, почему среди двух тысяч претендентов это должны быть именно вы и именно сейчас, — только так это и работает.