Выставки

,

Фотография

Анита и Пойю Заблудовичи: «Не каждый блогер с тысячами подписчиков считает себя художником»

Анита и Пойю Заблудовичи — не только коллекционеры, но и важные покровители искусства, учредители грантовой программы и резиденции для художников на финском острове Сарвисало. Они рассказали «Искусству», почему показывают в Москве именно фотографическую часть своего огромного собрания.

Анита и Пойю Заблудовичи
Фотография: (c)Александр Кулага
Как появилась идея московской выставки?

Выставка «Вы смотрите на то, чего никогда не было» появилась в 2017 году и сначала была показана в Лондоне. Цель нашего куратора Пола Лакрафта состояла в том, чтобы исследовать новейшую историю художественной фотографии и изменения, которые с ней произошли с тех пор, как цифровые камеры и инструменты постобработки изображений получили всеобщее распространение. Все представленные работы принадлежат нашей коллекции и до сих пор никогда не были показаны в России.

Почему из всей коллекции вы решили показать именно фотографии?

Это был выбор команды Мультимедиа Арт Музея. Им понравилась лондонская выставка, и они захотели показать её в Москве. Мы с радостью приняли это предложение.

Ричард Принс. Без названия (четыре женщины, смотрящие в одном направлении), 1977
Комплект из четырех отпечатков с пленки «Ektacolor»
Ричард Принс. Без названия (четыре женщины, смотрящие в одном направлении), 1977
Комплект из четырех отпечатков с пленки «Ektacolor»
Какие фотографы первыми появились в вашей коллекции?

Мы начали собирать фотографию в середине девяностых, начав с дюссельдорфской школы — Бехеров, Андреса Гурски, Кандиды Хёфер, Томаса Руффа, Томаса Штрута, затем новую лейпцигскую школу. Фотография вообще собрала воедино всю нашу коллекцию искусства.

Участвовали ли художники, представленные на выставке, в её создании?

Поскольку мы коллекционируем живых художников, то стараемся обсуждать с ними и их работы, и выставки, в которых они участвуют. В этом проекте мы консультировались с тремя фотографами — Лукасом Блалок, Сарой Квинар и Эрин Ширрефф. Также нам помогали студии Вольфганга Тильманса и Джеффа Уолла.

Вы хотели сделать ставку на известные российским зрителям имена или познакомить их с новыми?

Мы хотели взять всех наших фотографов, только они не поместились бы в выставочном пространстве, поэтому пришлось отказываться и от молодых авторов, и от знаменитостей, например, Томаса Штрута или Грегори Крюдсона.

Джефф Уолл. Ручей Стилл, Ванкувер, зима 2003
Изображение на прозрачной подложке, в световом коробе
Цель была в том, чтобы показать разницу между художественной и документальной фотографией?

В том, чтобы разобраться, как фотография становится частью поля современного искусства. Выставка обнимает сорок лет её развития, с 1977 и до настоящего времени, и все это время фотохудожники стирали границы между настоящим и вымышленным, прошлым и будущим.

Кажется, это произошло гораздо раньше, чем в 1977 году?

Да, конечно, фотография с самого начала не была средством наивного отображения окружающего мира, фотографы выстаивали композицию, планируя результат и манипулируя выдержкой, контрастом, границами кадра. Эксперименты, например, Мана Рэя двадцатых годов сделали фотографию чем-то большим чем-то, на что она изначально претендовала.

Хорошо, фотография стала искусством, но стоит ли считать таковыми снимки у блогера-тысячника? Фотографом его делает успех и влияние?

Не каждый блогер с тысячами подписчиков считает себя художником. Да и живое общение с фотографией не заменяется интернетом.

Лукас Блалок. Н.М. в полосатой футболке, 2011
Пигментная печать
У Вас очень большая коллекция искусства и два выставочных пространства в Великобритании и Америке. Как вы распределяете работы между ними? Кто за это отвечает?

С самого открытия площадки в Лондоне, мы работаем с замечательной командой кураторов под руководством Элизабет Нейлсон и Майтреей Махешвари. Они и отвечают за всю программу выставок и образовательных мероприятий. Мы тоже активно участвуем в отборе работ для обоих пространств, особенно, когда кураторы советуют познакомиться с новыми авторами. В 2010 году мы запустили грантовую программу и резиденцию для художников. Их проекты реализуются на острове Сарвисало в Финляндии: это сайт-специфик работы, которые должны быть вписаны в ландшафт и остаться там навсегда. Там же мы организовали постоянную экспозицию в бывших сараях и жилых домах. Правда для посетителей она открыта всего несколько дней в году — в одни летние выходные. Также последнюю пару лет мы организовывали временные выставки в галерее на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Теперь она стала нашей постоянной площадкой и также резиденцией, которой руководит моя дочь Тиффани.

Выставка открыта до 18 ноября 2018 г.
Куратор: Пол Лакрафт
При поддержке: Mastercard, Tele2