Современное искусство

,

Москва

,

Выставки

,

Галереи

Андре Роггер: «Я думаю, с каждым годом ярмарка становится лучше и лучше»

Андре Роггер
— Недавно завершилась 7-я по счету ярмарка Cosmoscow. Ваша первая мысль, как только вы прошлись по стендам участников в этом году? Что вас впечатлило?

Я думаю, с каждым годом ярмарка становится все лучше и лучше. Во-первых, благодаря качеству произведений искусства, во-вторых, благодаря тому, что Cosmoscow предлагает посетителям. И это не только стенды галерей, но и специальные проекты в рамках ярмарки, например, выставка «Искусственный Взгляд», проект «Философия общего взгляда» и другие. Мне также понравилось оформление Collector’s Lounge.

— Вы поддерживаете ярмарку с 2015-го года: наблюдаете ли какую-то устойчивую тенденцию в российском арт-мире? Чем отличаются ярмарки год от года?

Было бы слишком смело заявить, что я являюсь экспертом по российскому арт-рынку, но я думаю, что тот факт, что Cosmoscow проходит уже не первый год, доказывает, что это сильный рынок. Галереи из года в год участвуют в ярмарке, демонстрируют работы как уже известных художников, так и раскрывают новые имена. Так что, на мой взгляд, это развитый, но несколько обособленный рынок. Я имею в виду, что немногие российские художники получают международную известность, и это здорово, что Cosmoscow способствует изменению этой ситуации к лучшему. В этом году ярмарка была еще более впечатляющей, качество представленных работ было очень высоким.

— Какое место занимает Cosmoscow в мире — какой самый близкий аналог арт-ярмарки за рубежом?

По моему мнению, ее можно сравнить с другими известными национальными арт-событиями с международными участием. В некотором смысле она похожа на ArtGeneve или Viennacontemporary — крупные ярмарки, ориентирующиеся на местное искусство, с участием избранных европейских галерей. Конечно, такие события очень важны для мирового арт-рынка. Они дают возможность молодым художникам раскрыть свой талант перед широкой аудиторией и приобрести международный опыт.

— Какой образ русского искусства транслировала ярмарка, насколько вы считаете его верным?

Я приезжаю в Россию 2−3 раза в год, и поэтому мне сложно дать ответ на этот вопрос. Но я могу сказать, что представленное на ярмарке искусство очень разнообразно, как в плане контента, так и выбора медиа. С моей точки зрения, Cosmoscow в полной мере раскрывает русскую арт-сцену в её многообразии.

— С 2016-го года молодым художникам вручается Премия Credit Suisse — по каким критериям отбирается победитель? Бывают ли разногласия?

Для нас важно, чтобы художник был настоящим профессионалом. По сути, единственное ограничение — он должен быть младше 35 лет. Он должен иметь соответствующее образование, быть заинтересованным в участии в выставках, возможно, уже быть лауреатом других премий. Желательно, чтобы в своих произведениях художник так или иначе рассказывал о современной России. Что касается процесса отбора, то сначала российские кураторы выдвигают кандидатуры 20 художников (по 5 кандидатов от каждого), а затем международное жюри выбирает из предложенных вариантов. Я считаю, что первый тур отбора более сложный, потому что кураторам приходится выбирать из длинного списка художников. И все отобранные авторы очень квалифицированы и обладают всеми необходимыми качествами, чтобы стать победителями.

И поэтому мы меняем кураторов каждый год — чтобы раскрывать новые имена. Разногласий при определении победителя у международного жюри не так много, в конце у нас всегда остается 2 или 3 имени, из которых мы выбираем победителя. Кстати, у нас не было долгих обсуждений при выборе Игоря Самолета в этом году.

— Формирование корпоративной коллекции — это имиджевая история? Должна ли как-то корпорация соотноситься со своей коллекцией?

Я считаю, что корпоративная коллекция должна отражать ценности компании и это главная причина для ее создания. В Credit Suisse мы ценим качество, инновационный подход и многообразие. Мы хотим, чтобы наша корпоративная коллекция отражала то, что мы являемся глобальной компанией, а также стремимся взаимодействовать со странами, в которых ведем бизнес, и погружаться в местную культуру. Поэтому мы уже купили много работ в странах, где представлен банк. Так, последними приобретениями стали произведения российских авторов и большая партия работ художников, живущих в Великобритании. В будущем мы бы, несомненно, хотели расширить свое «культурное присутствие» в других странах.

— Похожий вопрос с организацией Премий: зачем компании инвестируют в художников?

Для нас это не инвестирование. Мы не из тех, кто покупает картины, ждет пока они вырастут в цене, а затем продает. Формирование коллекции — инициатива, которую можно сравнить с партнерскими программами банка, например, поддержкой учреждений культуры, то есть речь идет скорее о социальной ответственности в сфере культуры. Мы поддерживаем молодые таланты и, тем самым, вносим вклад в развитие общества. Это можно назвать «культурными инвестициями», которые укрепляют нашу корпоративную культуру и демонстрируют нашу приверженность как локальному, так и мировому искусству, нашим клиентам и работникам банка.