Анастасия Курёхина: «Выставка — это попытка зайти в микрокосмос Сергея»
16 июня в Центре современного искусства имени Сергея Курёхина открылась выставка, посвящённая 70-летию со дня рождения авангардного композитора и создателя «Поп-механики». О проекте нам рассказала Анастасия Георгиевна Курёхина, вдова музыканта, которая сейчас занимается архивом и популяризацией его творчества.
Анастасия Георгиевна, какова основная идея нынешней выставки?
Выставка — это попытка зайти в микрокосмос Сергея Курёхина. На ней можно будет увидеть и его личные вещи, и видео с репетиций и его концертов… В быту он был очень скромным и организованным человеком. Мне кажется, это потому, что его отец был военным моряком. Сергей не любил лишнего, всё было разложено по полочкам.
Я знаю, что вы активно занимаетесь архивом Сергея Анатольевича. Смогут ли посетители услышать новые, обнаруженные совсем недавно аудиозаписи на этой выставке?
Архив очень большой. Мы, действительно, находим там музыку Сергея, которую ещё никто не слышал. Что-то для нынешней выставки мы взяли оттуда: например, использовали в качестве звукового оформления самую первую фортепианную пластинку Сергея, которая вышла в Лондоне. Тогда было много споров, может ли человек так быстро и виртуозно играть.
Я слышала, что вторая часть выставки будет проходить в Русском музее. Чем она будет отличаться от этой?
Наверное, она будет более цветная, зрелищная, посвященная музыке Сергея, написанной для кино, — то есть, уже больше про его публичную жизнь. Сергей очень много общался с друзьями, петербургскими художниками, музыкантами, поэтами. Из этого общения и рождалась «Поп-механика» — своего рода художественная лаборатория, концентрирующая всю художественную жизнь города. Я и сама познакомилась с Сергеем, когда в 1982 году попала на один из концертов группы, когда у неё еще не было названия. Это был фестиваль современной музыки
Можете ли Вы описать ваши впечатления от того, самого первого концерта?
На самом деле, это описать невозможно, потому что это был такой удар по всем чувствам, что мне хотелось остаться там, пережить это снова. Публика была, конечно, ошарашена увиденным и услышанным вроде бы хаосом, но, если проследить фонограмму концерта, то у него есть чётко построенная музыкальная канва, которая держала и скрепляла всё шоу.
Как вы думаете, можно ли сейчас сделать что-то подобное?
Я думаю, что музыка Сергея осталась жить с его оркестрами, музыкантами, группами. У него есть творческие наследники. Но саму «Поп-механику», полагаю, уже не возродить. Сергей постоянно придумывал что-то новое, терпеть не мог повторяться. Он всегда говорил: «Как в театре могут играть одно и то же? Я себе этого не представляю». Ему бы было это неинтересно.
А не кажется ли вам, что в сейчас в мире культуры как раз происходит то самое «одно и то же»? Очень трудно удивить зрителя.
И тогда думали, что зрителя ничем не удивить. Помню, как-то раз к нам приехал финский продюсер, он хотел кого-нибудь пригласить на Хельсинки-фестиваль. Это было очень важное событие, оно проводится и сейчас. И этот продюсер говорил: «В Хельсинки уже никого ничем не удивишь — всё уже было. И Дэвид Боуи со своими шоу, и многие другие музыканты. А нам бы хотелось, чтобы вы нас удивили». От нас тогда на фестиваль приехало человек пятьдесят: каскадеры с «Ленфильма», массовка, Баширов, все друзья Сергея, режиссёры. Это было мощное выступление — финны были ошарашены, они не ожидали, что такое может быть.
Насколько я понимаю, у вас большие планы на будущее?
Прежде всего, нам предстоит большая работа. Мы нашли режиссёров и продюсеров для фильма о Сергее. Ещё строится новый центр современного искусства, в котором разместится наша коллекция, а также будут проходить временные выставки. Я думаю, это будет универсальная площадка для творческих людей, где планируется разместить репетиционные точки, лаборатории, что смогут учиться молодые музыканты.
Сергей любил экспериментировать с разными музыкальными жанрами, ему было интересно синтетическое искусство, и он, во многом, опережал своё время. Сейчас, наверное, пришло время молодым людям узнать его музыку, в частности, ту, что он писал для фильмов. Она ещё не звучала в концертном исполнении, и в этом году мы как раз выпускаем с диск с оркестровыми записями. Музыка живёт пока её играют.
«Механика ближнего круга«
Центр современного искусства им. Сергея Курёхина, Санкт-Петербург
16 июня — 16 сентября 2024 г.