Александр Дейнека. Гимн жизни
Третьяковская галерея открывает большую выставку, посвященную творчеству Александра Дейнеки, причём составленную, в основном, из работ, приехавших из Курской картинной галереи. Курск — это родной город художника, и первоначально Дейнека передал местной галерее две свои работы — «Футболист» (1935) и «Пионер» (1934), а потом уже ближе к концу жизни периодически навещал родные места и пополнял коллекцию. В 1969-м, в год смерти художника, галерее было присвоено его имя. А дальше сотрудники уже сами докупали небольшие произведения, в основном, книжную графику. Что-то из живописных работ им подарили меценаты.
Нынешняя выставка включает более двухсот произведений и только двадцать из них принадлежат самой Третьяковской галерее. Кто-то из журналистов даже спрашивал, почему в ретроспективе нет тех или иных знаковых работ, но кураторы явно хотели представить столичному зрителю именно курское собрание, не заслонять его произведениями, которые хранятся в Москве. Произведения из фондов Третьяковки присутствуют на выставке, скорее, в качестве необходимых рифм — вот «Лыжники» в виде мозаичного панно из Курска, а вот очень похожая по композиции живопись из столичной коллекции. Вот пара пейзажей Курска, а между ними ещё один, хранящийся в Москве, но явно из той же серии.
Ирина Цуканова, со-куратор выставки и сотрудник Курской картинной галереи, рассказывает, что для неё это выставка «о маленьком провинциальном мальчике, которому удалось добиться невероятных высот». В её словах чувствуется гордость за талантливого земляка, но ещё и стремление показать творчество Дейнеки с лучшей стороны. Экспозиция в Третьяковке представляет его не соцреалистом, а авангардистом, учеником Фаворского, у которого он почерпнул своё мастерство графика и великолепное понимание композиции. При этом более поздние работы, которые могли бы смазать это впечатление, едва присутствуют на выставке и далеко не на первом плане.
В экспозиции есть и эскизы монументальных произведений, в частности, несохранившихся фресок для кинотеатра ЦПКиО им. Горького — здание погибло во время войны, росписей, предназначавшихся для так и не построенного Дворца Советов, но всё же фокус внимания кураторов направлен на камерные произведения — графические серии для журнала «Безбожник у станка», книжную иллюстрацию для сборника «Наша авиация» и «Через полюс в Америку» (те самые самолёты!). Тем не менее, обе главные для художника темы — спорт и авиация — представлены максимально ярко и парадно.
Александр Дейнека. Гимн жизни
Здание Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной, 12
C 26 июня 2025 года