Бельгия

,

Выставки

Адриан Брауэр, мастер эмоций. Charivari

№ 3 (608) / 2018

Адриан Брауэр, мастер эмоций

Где: Музей Ауденарде и Фламандских Арденн, Ауденарде, Бельгия
Когда: 15 сентября — 16 декабря 2018 года

Charivari

Где: Церковь Онзе-Ливе-Врау-Ван-Памеле, Ауденарде, Бельгия
Когда: 16 сентября — 16 декабря 2018 года

В Бельгии продолжается культурная программа «Фламандские мастера 2018—2020», рассчитанная как на искушённых ценителей, так и на туристов, и представляющая не только старых мастеров, но и наших современников, считающих себя их наследниками. Нынешний год посвящён барочной роскоши и её главному певцу — Рубенсу. Однако как раз его работы неплохо представляет себе и массовый зритель, а вот про его современника Адриана Брауэра не все даже слышали. Между тем среди популярных шедевров бельгийцы всячески пытаются выделить работы важные, но не такие известные.

Адриан Брауэр. Курильщик, около 1637
Доска, масло, 46 × 36,5 см

Брауэр родился в городке Ауденарде в Восточной Фландрии в 1605 году и умер от чумы всего в 32 года, однако его учителем был сам Франц Халс, а работы покупали Рембрандт и Рубенс. Позже полотна художника попали в коллекции практически всех ведущих музеев мира: от Дрезденской галереи до Эрмитажа и Метрополитен-музея. Теперь в Музее Ауденарде и Фламандских Арденн (MOU) открыли ретроспективу Брауэра, объединив двадцать четыре работы художника и двадцать пять авторов его круга — и это много, поскольку Брауэр оставил после себя не более семидесяти произведений.

Адриан Брауэр чаще всего писал сценки из кабачной жизни, пьющих и дерущихся крестьян, уделяя особое внимание мимике и эмоциям. Его герои орут, скалят зубы, косят глазами, ехидно смеются, поют, широко раскрыв рот, кривят губы, морщат лоб и при этом много курят. Взрывная эмоциональность была совершеннейшей новинкой в живописи того времени, и организаторы подчеркнули это, назвав выставку «Адриан Брауэр, мастер эмоций».

Адриан Брауэр. Интерьер с изображением мужчины, играющего на лютне, и женщины, около 1625
Доска, масло, 37 × 29,2 см

Кураторы прослеживают несколько любимых мотивов художника: человек, сидящий на горшке, мужчина в компании девушки легкого поведения (рядом с ним непременно стоит кружка с вытекающей жидкостью, символ любовного акта) и операция (хирург зашивает рану, рядом алкоголь в качестве анестезии). Казалось бы, ретроспектива уже сама по себе решает просветительскую задачу возвращения забытого имени: неслучайно молодая куратор проекта два года проводила исследования и уговаривала музеи-гиганты отослать работы в совсем новое заведение. Но бельгийцы посчитали эту задачу достойной более широкой программы.

В действующей церкви XIII века в том же Ауденарде открывается выставка Charivari — проект современных художников, чьи работы были вдохновлены наследием мастера эмоций. Дерущиеся и курящие забулдыги XVII века не сильно отличаются от сегодняшних, и экспозиция Charivari рассуждает как раз про нарушения социальных норм нашего времени, поэтому в ней принимают участие авторы, особенно заинтересованные в обсуждении роли художника в современном мире.

Вим Дельвуа. Без названия (Тапочки из кролика), 2010
Таксидермия, 14 × 45 × 14 см каждый

Слово charivari обозначает средневековую традицию приходить под двери к тем, кто вступает в повторный брак или женится на девушке много моложе себя, и устраивать шум и гам, барабаня по тазам и сковородкам. Сейчас обычай изменился и шумят уже в качестве социального протеста, например на забастовках, а слово осталось прежним. В выставке участвуют двадцать девять художников: тут и знаменитые Вим Дельвуа с Яном Фабром, и наравне с ними молодёжь. Как рассказывает один из кураторов проекта Ян Хоет Джуниор, Брауэр привлёк его тем, что оставался за пределами «цирка своего времени»: он со всеми был знаком, но не рвался в дипломаты, не получал заказов от правительства, а просто работал, «будто угорь ускользая от современности». Поэтому и для своего выставочного проекта Ян выбирал тех, кого по тем или иным причинам осуждает общественность. Про осуждение Фабра все знают, клоака Вима Дельвуа, которую совсем скоро можно будет увидеть в Москве в галерее Гари Татинцяна, до сих пор вызывает массу негодования у зрителей, и разве что работа Эмилио Лопес-Менчеро — бельгийского художника испанского происхождения, представлявшего Бельгию на Венецианской биеннале 2003 года, — пока не вызвала заметной критики, хотя в нашем понимании вполне могла бы ее заслужить. Гостей из России обычно поражает агрессивность вторжения искусства в действующий храм, но бельгийцы уже привыкли видеть в алтаре полотна из спинок жуков-навозников, им не страшно. Тут в алтаре действующей церкви на распятии подвешены сковородки, тазы, вёдра, банки и другая утварь; можно дёрнуть за верёвку, и шум заполнит всё пространство. «Переполох» (так называется работа) оставляет сильное впечатление, будто гул из брауровской таверны звучит в святая святых: это charivari призвано осудить архаичность религиозных обрядов и наше отношение к ним.

Кати Хек. Der Springende Punkt case I: Y, 2013
Цифровое видео, звук, 30' 5''

У входа в церковь зрителей встречает «Автопортрет в виде картофелины» Тьерри де Кордье: на постаменте возвышается скульптура из смеси клея, грязи, волос художника, земли и глины, высмеивающая традицию пышного парадного портрета. Ещё одна любопытная работа на выставке принадлежит Кати Хек — художнице, которая часто работает с эстетикой современной поп-культуры. Её произведения часто осуждают как порнографию, хотя их цель состоит в том чтобы высмеять общество потребления. В Ауденарде представлено получасовое видео, где три девушки, переодетые в мужчин, сидят в таверне, пьют, курят и ругаются — разумеется, кривя лбы и корча рожи, словно на полотнах Адриана Брауэра. В общем, две части проекта органично дополняют друг друга, осовременивая творчество художника. Ко всему прочему, прямо перед открытием художник Карел Тьенпонт сделал огромную фигуру Брауэра и прошёл с ней по Антверпену, Генту и другим городам Бельгии, остановившись наконец в Ауденарде и тем самым символически вернув художника родному городу спустя 400 с лишним лет после его рождения.