ММКФ

,

Кино

,

Фестивали

41 Московский международный кинофестиваль

Когда: 18—25 апреля 2019 года
Где: Кинотеатр «Октябрь»

www.moscowfilmfestival.ru

Московский кинофестиваль теперь уже окончательно поменял календарную привязку. В прошлом году он был перенесен с июня на апрель из-за Чемпионата мира по футболу. В этом — принято решение окончательно закрепить новые даты. Организаторы говорят, что так им попросту удобнее: все предыдущие годы основная программа также готовилась в апреле, поскольку дальше начинались майские, потом все уезжали на Каннский фестиваль, и вся иная активность останавливалась, и к пресс-конференции начала июня ММКФ приходил с теми же наработками апреля. Да, теперь в московской программе не будет каннских премьер, но будут Берлин и Роттердам. Впрочем, пока объявлена не вся программа, нет фильмов открытия и закрытия, в частности, решается вопрос с картиной Лунгина, которая, возможно, будет завершать фестиваль.

Божественная любовь. Режиссёр Фалес Жункейра, 2019
Кадр из фильма

В планах ММКФ находят отражение два важных аспекта сегодняшнего кинопроцесса. Во-первых, это кризис мирового фестивального движения. Фестивалей стало слишком много. Параллельно набирает силу конфликт между Каннами и Netflix: громкие кинопремьеры происходят теперь не на фестивалях, а в интернете, там же фильмы и распространяются, и, конечно, фестивали от этого страдают. Проблему обсуждает не только все профессиональное сообщество, но и французское правительство, она приводит к изменению законодательств нескольких стран. На практике в программе Московского кинофестиваля это проявилось пока только в создании новой программы — «Первая серия», где будут презентованы первые эпизоды сериалов, которых еще никто не видел. На пресс-конференции организаторы фестиваля горько жаловались, насколько эта задача оказалась непростой, — найти фильмы, не показанные еще в пиратском варианте. И рекомендовали первую серию российской «Идентификации», которую охотно бы включили в основной конкурс, будь она полнометражной.

Второй аспект — всемирный интерес к фильмам-разоблачениям, прежде всего, в рамках сексуальной и религиозной тематики. Завоевавший гран-при в Берлине фильм Франсуа Озона «По воле Божьей» о педофилии в католической церкви, должен был появиться и в московской программе, но был закуплен и выйдет в кинотеатрах даже раньше ММКФ. Зато будет берлинский же фильм «Бог есть, её зовут Петруния» Теоны Стругар Митевски — реальная истории о девушке, выигравшей приз на религиозном празднике, сражаться за который традиционно имели право только мужчины. А также фильм «М» — на тему сексуальных надругательств над мужчинами в иудейских ортодоксальных сектах в Израиле.

Бог есть, её зовут Петруния. Режиссёр Теона Стругар Митевска, 2019
Кадр из фильма

Документальная программа в этом году ожидается более сильной, чем обычно. Дело в том, что Московский кинофестиваль попал в число смотров, чьи победители автоматически оказываются в шорт-листе Оскара. Это сразу повысило уровень поданных заявок и отобранных фильмов. При этом, дирекция кинофестиваля заявляет о мировом помешательстве на скандинавском документальном кино — в итоговой программе три фильма из семи сняты режиссерами из северных стран.

Самым интересной темой ММКФ для нашего журнала всегда были пересечения между полями кинематографа и изобразительного искусства, ими многие годы занималась программа «Медиа Форум», и традиционно эти вопросы курировал Кирилл Разлогов. Он и сейчас не теряет надежды, что когда в ГМИИ им. Пушкина будут построены новые кинозалы для показов видеоарта, продолжится сотрудничество с прежней командой на новой основе. Но пока делает упор на программу «Мир искусства» с фильмом о Нурееве «Его сцена — весь мир» и картиной «Божественная любовь» Фалеса Жункейры. Эта антиутопия о Бразилии 2027 года, где католицизм стал государственной идеологией, вызвала наибольшие споры среди членов отборочной комиссии, поскольку Кирилл Эмильевич уверен, что шоковая тематика и эксперименты с формой должны перейти из музеев и арт-площадок в кинозалы, но не все коллеги с ними согласны. Может, быть поэтому не сложилось и с российской премьерой эпопеи «Дау», на которую в рамках Московского кинофестиваля многие надеялись. Тем не менее, провокативных работ в программе много и подобности вот-вот можно будет узнать на официальном сайте.