Современное искусство

,

Выставки

,

Греция

,

Экология

13 700 000 км³

4 августа — 30 сентября 2019 года
Арт-пространство Pythagorion, Schwarz Foundation, Самос, Греция

Крис Джордан. Альбатрос, 2017
Кадр из фильма

Когда куратора Катарину Грегос, чья работа на 1-ой Рижской биеннале современного искусства удостоилась совершенно восторженных отзывов прессы и профессионалов, спрашивали, почему она открывает выставку не в какой-нибудь крупной и престижной институции, а на маленьком греческом острове, она отвечала, что для неё важно быть в центре реальных событий. Самос, действительно, хорошая точка отсчёта. Это самая окраина европейской цивилизации, в километре — Турция, в 1826 году здесь произошло одно из ключевых сражений за независимость Греции от Османской империи, сюда же в первую очередь прибывают из Африки лодки с мигрантами, здесь работает институт охраны Эгейского моря, и здесь же немецкий фонд Schwarz в 2013 году открыл арт-пространство, которое, с одной стороны, рассчитано на немногих чрезвычайно далеких от современного искусства местных жителей, с другой — на вальяжных курортников. При этом Pythagorion называли в числе самых важных выставочных пространств прошедшего лета, и планка реализуемых здесь проектов несравнимо выше и популяризаторского искусства, и запросов отдыхающей публики.

13 700 000 км³ — это объем Средиземного моря, и остров Самос оказывается в эпицентре всех актуальных проблем региона, так что выставка посвящена геополитике, загрязнению, мигрантам, превышению квот на рыбную ловлю, мифологии, культурной идентичности живущих здесь людей. В частности, австрийское объединение Center of Political Beauty рассказывает фантастическую историю, как Австрия решила построить гигантский мост между Тунисом и Агридженто, чтобы мигранты больше не погибали в море, причем видео выглядит как презентация реального архитектурного проекта, который уже пару лет как реализуется, нужно только дождаться конца работ. А пока строительство идёт полным ходом, с октября 2015 года возле Сицилии обустраиваются пилотные плавучие платформы, оборудованные спасательными жилетами, аптечками и сигнальными системами. «Мы небольшое государство с ограниченными ресурсами, но самый главный из них — человечность», — слышится из динамиков.

Еще одну систему на грани воображения и реальности представляет художница Кирикаки Гони в трехчастном проекте о прошлом, настоящем и будущем Эгейского моря. Нам рассказывают историю о племени, которое заселило плодородную землю, но извержение вулкана превратило её в архипелаг, и чтобы выжить, люди были вынуждены разделиться и выстроить сеть социальных связей между различными островами. Такую же сеть, но в цифровом пространстве выстраивает и художница, собрав архив устных рассказов жителей о настоящем и предполагаемом будущем региона. Важный для автора акцент — желающим послушать записи, придется поехать на Эгейское море, поскольку не все должно быть доступно из любой точки планеты.

Еще одной региональной проблеме посвящен проект дуэта Sphinxes. Средиземное море страдает от чрезмерного вылова рыбы, и греческое правительство не нашло лучшего способа бороться с проблемой, как забрать у местных и массово уничтожить каики —деревянные рыболовные судна, чья традиция восходит к временам Византии. Пока культурологи оплакивают уникальные лодки и ремесло, бывшее частью культурной идентичности Греции, рыбаки на полученные компенсации уже купили пластиковые суда и продолжили промысел. В это же время художники Манос Флессас и Джоанна Цавалу нашли на берегу останки одного из каиков — Metamorfosi — и вместе с жителями Самоса устроили ему символические похороны, организовав процессию, участники которой по дощечке перенесли мертвую лодку во двор арт-пространства и там сложили заново все, что смогли отыскать.

Панос Коккиниас. Вардия, 2006
Фотография, 120 × 160 см

Однако важнее всех социокультурных процессов Средиземноморья оказываются проблемы экологии. Во-первых, это, наверное, самая модная тема лета, а во-вторых, самый неотложный вопрос и для конкретного региона, и для планеты в целом. И со стороны команды проекта, и со стороны гостей на открытие собрались люди, уверенные, что все политические проблемы могут подождать, потому что нам срочно нужно спасать наш мир, сейчас буквально последний момент.

В ряду выставочных произведений, но отдельными кинопоказами идёт фильм «Альбатрос» Криса Джордана с эпиграфом из «Старого морехода» и головокружительными съемками, напоминающими проект BBC «Планета Земля». Вот только в английском сериале показан мир без человека, а здесь мы видим, как на необитаемом острове посреди океана родители кормят своих детенышей пластиковыми отходами, потому что не умеют отличать их от съедобной пищи. Мы наблюдаем, как биологи разрезают погибших птиц, буквально набитых пластиком, вплоть до зажигалок и наушников. Мы от начала и до конца прослеживаем агонию, в которой бьются птенцы, которым только предстоит покинуть гнездо, но с желудками, переполненными мусором, они не могут взлететь. После фильма остается тяжелое чувство, что этому миру уже нельзя помочь, однако здесь кроется ключ к более важным задачам выставки, чем простой разговор о печальных перспективах планеты.

Обычно любая выставочная институция работает так: устраивает крупную выставку, а к ней подбирает дополнительные мероприятия, которые призваны поддержать интерес зрителей к экспозиции, — кинопоказы, лекции, дискуссии etc. Однако сейчас всё чаще происходит наоборот — выставка становится способом визуализации какой-то более обширной и важной работы. То есть не её поддерживают лекциями, а она служит поддержкой, например, образовательным проектам, которые круглый год идут на Самосе, или незаметной со стороны работе, которую ведут в Эгейском море активисты института охраны моря «Archipelagos». По сути нынешняя выставка появилась как результат их сотрудничества с художниками. Ученые делились статистикой, идеями, показывали художникам, как выглядят внутренности найденной ими мертвой черепахи, которая, как и альбатросы, набита таким количеством пластика, какое, кажется, и не могло бы в ней поместиться. Подобные примеры неудобно называть источниками вдохновения, но сотрудникам института важно не презентовать свою работу, а получить реальную помощь со стороны людей, живущих в этом самом эпицентре событий.

Center of Political Beauty. Мост, 2015
Кадр из видео

Дело в том, что никто из сообщества, собравшегося на самосскую выставку, ни куратор, ни ученые, ни художники, не верит в политиков и возможность чего-то добиться политическими методами, они уже пробовали и поняли, что властям плевать. Научный директор Archipelagos Анастасия Милиу рассказывала, как выступала перед греческим парламентом с докладом об экологической ситуации в Эгейском море, она надеялась на свои очень конкретные и простые предложения, не грозящие пробить дыру в национальном бюджете, например, привлечь самосских мигрантов к расчистке лесов от пластика. Её выслушали с большим воодушевлением, признали, какое сильное впечатление произвела её речь, и единственным результатом было предложение депутатов отказаться от использования в здании парламента пластиковых бутылок с водой. В общем, сейчас она верит не в законы, которые будут бороться с браконьерами, а в европейцев, которые перестают посещать дельфинарии, потому что животных там мучают. Именно из-за этих людей она как раз сейчас занята поисками архитектора, который поможет обустроить заказник для оставшихся бесхозными дельфинов, которым нужно постепенно помочь вернуться в естественную среду. Она верит в жителей архипелага, с которыми работает зимой, когда туристический сезон закончен, и с удивлением обнаруживает, что рыбаки более чем готовы сотрудничать, поскольку «море многое сделало для них, и они хотели бы что-то сделать для него». Она напоминает, что еще шестьдесят лет назад в зоопарках Бельгии выставляли живых людей, сейчас это непредставимо, и наша задача сейчас создавать новую норму. Катарина Грегос ей вторит, что не верит в силу изменений сверху, только в силу личных поступков, или в коллективные действия, но которые направлены не на принятие новых законов, а на микроскопические изменения сознания людей. В этом смысле, конечно, возможности искусства трудно переоценить. Оно способно и рассказать о работе экологов, которая остается невидимой и неизвестной, и изменить привычки, и норму, и действительно нужно не где-то в престижных выставочных институциях, а здесь, на месте, в центре событий.