Санкт-Петербург

,

Выставки

Recycle Group: «Мы не знали, что к моменту открытия выставки человек без QR-кода перестанет считаться человеком»

В питерском Манеже открылась выставка Recycle Group «Новая Природа». Вместо афиши с именами художников, этикеток с названиями работ и пояснениями к ним — QR-коды, значительную часть работ можно увидеть только в дополненной реальности через экран смартфона. Всё дело в том, что проект рассказывает об отношениях человека и мира машин, о том, как машины видят нас, о том, как мы теряем тело, растворяемся и исчезаем в цифровой реальности. Художники Андрей Блохин и Егор Кузнецов рассказали нам подробности.

Recycle Group. Замкнутые системы, 2021
Вид инсталляции в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург. Пластиковая сетка, термоформовка, металлический каркас
Тема взаимоотношений человека и нечеловеческого раньше разрабатывалась внутри сайенс-арта, но в какой-то момент стала мейнстримом. Мне кажется, тригером для этого послужило даже не развитие технологий, а пандемия, поскольку вирус выступает как идеальный Другой, тем более, что вирусы проявляют свойства живого только в клетках живых организмов, а вне их ведут себя как биополимеры.

Андрей Блохин: Если рассматривать биосферу в целом, получится, что эволюция, наблюдая за нами, подглядела, что люди, оказывается, способны общаться друг с другом на расстоянии, и решила подкинуть нам вирус, чтобы посмотреть, что получится. Все тут же попрятались по домам, и начали встречаться удалённо. В этой общей системе биологические организмы и технологии не существуют отдельно. Заголовок нашей выставки «Новая Природа» отсылает не к флоре и фауне, а представляет мир, где живое и неживое не разделены, между ними нет конфликта, они существуют как общая структура, которая возникает в результате еще одного этапа эволюции. В результате которой, например, могут отмереть безымянный палец и мизинец, поскольку с гаджетами работают, в основном, тремя пальцами.

Егор Кузнецов: То есть мы сейчас создаем гаджеты, которые непосредственно влияют на то, как будет развиваться наше тело в дальнейшем. По сути мы создаём среду, которая потом сформирует нас, в том числе, физически.

Тема отношения человека и нечеловеческого очень интересна. Мир создал любопытного человека, который теперь пытается изучить мир. То есть мы появились как инструмент вселенной для познания самой себя. А мы, в свою очередь, создали нейросеть в качестве инструмента для познания нас, чтобы она анализировала наше поведение посредством больших данных. Получается наблюдение за наблюдателем. Следующий шаг — нейронная сеть, проанализировав нас, создаст что-то другое, что сможет постичь её. Выходит целая галерея зеркал.

Recycle Group. Присутствие, 2021
Вид инсталляции в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург. Светодиоды, металл
В многочисленных фантастических произведениях, например, в «Матрице», мир машин обретает человеческое лицо. А вы, как мне кажется, сознательно отказываетесь антропоморфизировать машину. Почему?

Егор Кузнецов: Потому что машина не обязана иметь антропоморфную форму, она представляет собой другой тип мышления. Проводился такой эксперимент: подключили три нейронные сети и человека, чтобы они между собой начали общаться. Так вот первое, что сделали эти сети, — они придумали свой язык, который не понимает человек, и тем самым исключили его из своего круга общения. Поэтому посетителей нашей выставки на входе в Манеж встречает инсталляция, изображающая три ноля, — так мы обозначили обнуление системы координат, которой мы пользуемся. В декартовой системе координат есть три оси X, Y, Z, но сейчас мы находимся в нулевой точке — точке отсчета новой эпохи.

Мне кажется, что попытка придать человеческую форму чему-то иному, это способ его не бояться, попытка установить власть над ним.

Андрей Блохин: А чего тут бояться, если мы его сами создали. Это как бояться собственных детей.

Егор Кузнецов: Не совсем так. Страх — естественное состояние организма, когда он встречается с какой-то непонятной ситуацией. Любое животное при столкновении с чем-то неизвестным сначала боится. Мне кажется нормальным, что и сама эта выставка будет пугать некоторых людей. Мы не ждем того, что наши работы всем понравятся и все их поймут.

Recycle Group. Саркофаг 1, 2017
Вид инсталляции в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург. Полиуретан, литьё
У вас есть еще одна форма реакции человека на неизвестное и непонятное — сакрализация. И когда я смотрю на ваши готические порталы и монастырские клуатры, сделанные из оптоволоконного кабеля, то задаюсь вопросом — это всё насмешка?

Андрей Блохин: Ирония. Через иронию человек постигает новое. Или, может быть, насмешка над человеческой природой, которая наделяет машины невероятными полномочиями, например, когда искусственный интеллект анализирует медицинские данные и выдает диагноз, с которым уже имеет дело живой врач, или когда автопилот принимает решение, в случае аварии убить ли ему своего пассажира или случайного человека, переходящего улицу. Когда вопросы этики и морали оказываются в ведении машины, это может пугать, но этот процесс уже запущен, с ним придется свыкнуться и полюбить новое положение вещей. Иначе все мы превратимся в амишей.

Почему говоря о будущем, вы апеллируете к историческим формам архитектуры или организации пространства, таким как японский сад камней?

Егор Кузнецов: Мы живем в эпоху образов, когда слова теряют свой смысл, и смайлик лучше передает эмоции, чем их текстовое описание. И когда ты оперируешь образами, которые уже нагружены ассоциациями, тебе проще выстраивать концепцию, создавать ландшафт, внутри которой зритель может путешествовать. Он видит готический клуатр, крестильную чашу, и понимает, что ему с этим делать, от нас не требуется большого текста, да мы и вообще стараемся больших текстов к своим работам не писать. А в этой выставке мы полностью отказались от этикеток и экспликаций, вместо них QR-коды.

Recycle Group. Саркофаг, 2020
Вид инсталляции в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург. Пластик, литьё
Вы показываете, как машина видит мир, и видит она гораздо больше, чем человек. Половину работ на выставке нельзя увидеть глазами, их видит только телефон, и человек предстает ущербным и недостаточным, почти инвалидом по сравнению с машиной.

Андрей Блохин: Что касается выставки, то тут везде стоят волонтеры с айпадами, так что настоящей сегрегации людей с айфонами и людей без айфонов у нас нет. Другое дело, что просто удобнее иметь последнюю прошивку, потому что это позволит тебе обладать большими возможностями, видеть лучше. Мы не отсекаем каких-то зрителей, но подразумеваем, что наш зритель должен быть гибким, легко адаптироваться к новым условиям, и не переживать, что у тебя что-то не обновилось и не заработало.

Егор Кузнецов: Да, я тоже вчера слышал разговоры о сегрегации, что дескать мы отделяем людей с новыми моделями и свежими прошивками, от тех, у кого их нет. Но послушайте, искусство никогда не было и не будет доступно всем, — это часть нашей концепции. На этом сделан акцент. Хотя на самом деле даже без гаджетов на выставке есть, что посмотреть.

Больше всего вопросов вызывает инсталляция, куда нужно загрузить данные из своих соцсетей, чтобы нейросеть проанализировала ваши фотографии и выдала вам визуальный прогноз вашего будущего — позитивный или негативный, вы выбираете сами. Сейчас когда вы авторизируетесь, нейронная сеть берет ваши последние пятнадцать фотографий, анализирует их и раскладывает на фразы типа «девушка стоит у океана с бокалом шампанского». После этого она добавляет ключевые слова, например, если человек выбирает негативный прогноз, — это «ужас», «трагедия», «травма», а дальше подбирает соответствующие этому описанию фотографии из наших баз данных. Мы надеемся со временем научить систему накладывать лица зрителей на фотографии из этих баз. А еще через какое-то время предсказание можно будет получить в нашем смартфон-приложении, не приходя на выставку, то есть этот проект будет жить дольше неё. Так вот сейчас многие говорят, что у меня нет соцсетей, и поэтому я лишен возможности увидеть работу. Мы на это посмотрели и решили подгрузить дефолтные счастливый и несчастливый сценарии, потому что вообще-то люди хотят быть счастливыми одинаково, и несчастье они тоже понимают похоже. По сути нейронная сеть как раз и способна выделить нечто общее, что делает нас людьми.

Recycle Group. Нет источника изображения, 2021
Вид инсталляции в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург. Нержавеющая сталь, светодиоды, оптоволокно
Однако по сути идеальным зрителем вашей выставки является машина.

Егор Кузнецов: Да, у нас есть инсталляция, которую может посмотреть только мобильный телефон, ты запускаешь его кататься по рельсам в закрытой комнате, и пока едет, он снимает видео, а ты только потом можешь это видео посмотреть. Но это, конечно, ирония, подтрунивание над людьми, которые смотрят выставки через экраны своих гаджетов. В таком случае логично, чтобы телефон без тебя посмотрел экспозицию, ну, а ты уже потом увидишь её на экране. Мы просто утрируем ситуацию, которая уже давно стала нашей повседневной.

При этом мы говорим не о превосходстве машин, а о том, что они пользуются другим языком, нам не понятным, они живут в другом мире, и не обязательно там есть место человеку. Задача художника в том и состоит, чтобы зафиксировать изменения в обществе и в мире, которые происходят. Искусство меняется потому и в той мере, в которой меняются технологии, которые теперь позволяют построить храм какого-нибудь нового типа или небоскреб, сделать инсталляцию в дополненной реальности.

Recycle Group. Ответы системы, 2018
Вид инсталляции в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург. Древесное волокно, смола
Вы не делаете машины похожими на людей, зато люди у вас растворяются в мире машин, перестают быть собой, например, это очень ярко видно в работе, где на дорожке сами собой возникают следы, но того, кто их оставил, уже не существует.

Андрей Блохин: Да, не человек проходит это путь, а сам путь проходится уже без человека, следы на дорожке появляются сами по себе. Это работа с самой первой нашей выставки в Манеже 2006 года, мы её придумали еще даже до того, как объединились в группу, по замыслу эта выставка была похожа на «Новую природу»: там был искусственный снег, искусственная грязь, искусственное счастье в виде пластиковых карточек. Забавно, что мы тогда тоже говорили про цифровизацию всей нашей жизни, а теперь спустя много лет, мы опять возвращаемся к ней же, но всё-таки в новом качестве.

Егор Кузнецов: То, что человек растворяется в мире машин и перестает быть человеком — это и есть наша новая природа, нам не обязательно сохранять нашу человечность, чтобы эволюционировать дальше. Каждый новый виток эволюции — это отказ от устаревших и уже не используемых хвостов, крыльев, зубов и разных органов.

Recycle Group. Сад расходящихся камней, 2020. На заднем плане: Лес истёкших ссылок, 2021
Вид инсталляции в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург. «Сад расходящихся камней»: кварцевый песок, роботизированные платформы, пенополистирол. «Лес истёкших ссылок»: серия фрагментов цифрового леса. Пленка, термоформовка, пластик, звук, канальные вентиляторы
И от чего мы должны сейчас отказаться?

Егор Кузнецов: От тела. Это не хорошо и не плохо. Это просто данность. Когда извергается вулкан, и из-за этого погибает деревня — мы рассматриваем это как негативное событие, но когда извергается вулкан, и посмотреть на него приезжают туристы со всего мира — это хорошо. Это тоже слишком человеческий подход. А мне как художнику очень интересно было бы увидеть мир другими, не человеческими глазами, например, инфо-красные и ультрафиолетовые лучи, осознать и прочувствовать весь поток данных, который проходит сквозь наш мир. Для этого нужно отказаться от человеческого и прежде всего отказаться от себя как от личности. В этом проекте вы не увидите огромной надписи RECYCLE GROUP на фасаде Манежа. Мы сознательно отказываемся от себя в пользу чистой идеи.

А вам не жалко этого себя? Ведь, предположим, вы увидите ультрафиолетовые лучи, но это уже будете не вы, не вы их увидите, а кто-то другой.

Егор Кузнецов: Изменения сопровождают нас всю жизнь, это единственная константа, которая есть в мире. По сути все, что можно достоверно сказать о мире, — это то, что он непрерывно меняется. И посетивший выставку зритель уже не равен тому человеку, каким он был, когда только поднимался на её порог. Мы меняемся каждый момент времени, каждую секунду. И люди, которые это осознают и принимают, оказываются в более выигрышной ситуации. Есть ведь люди, которым ожидания от реальности мешают получить удовольствие от происходящего. Предположим, заказал человек котлетку, и вот он сидит, представляет её себе подрумяненную со шкворчащим маслом, а ему приносят что-то совершенно другое — и он расстроен. А человек, который ничего не ожидал, видит нечто интересное и говорит, давай-ка я это поизучаю.

Recycle Group. Открытый код, 2021
Вид инсталляции в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург. Лайтбоксы из алюминия и пластика с УФ-печатью и светодиодной подсветкой. 20 фигур из пластиковой сетки на светящейся поверхности из поликарбоната, 3D-печать
У Бредбери есть рассказ «Были они смуглые и золотоглазые» о том, как прилетевшие на Марс колонизаторы постепенно превращаются в марсиан, и я помню, как нас в школе постепенно подводили к мысли, что это страшно, пусть найти новый и прекрасный мир, но перестать при этом быть людьми.

Егор Кузнецов: Но ведь Бредбери отнюдь не показывает, что это плохо и страшно, это просто мы держимся за человеческое в себе, мы переоцениваем себя, в реальности у нас нет ничего, за что стоило бы держаться. Сегодня люди легко меняют гендер, меняют свою жизнь, но есть и те, кто не могут этого принять и осознать. А осознание — это ключевая идея, и вообще в жизни, и в нашем творчестве.

Recycle Group. Полигон № 8. Из проекта Blocked content, 2017
Вид инсталляции в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург. Акриловый камень, печать, мобильное приложение
Наверное, все у вас спрашивают про ваш проект, который вы показывали на Венецианской биеннале, где заблокированных по разным причинам людей можно было увидеть только в дополненной реальности. Раньше он прочитывался в политическом контексте, а теперь заиграл новыми красками в связи с новой этикой.

Андрей Блохин: Мы очень не любим разделение художников по странам, все эти русские, шведские, немецкие павильоны на Биеннале, мы используем универсальный язык, и не думаем, что художник должен принадлежать одной нации. Но если ты выставляешься в российском павильоне, не сделать проект, который соотносится со страной, смешно. Когда тебя ставят в рамки определенного контекста, ты вынужден выступать, наверное, с критикой порядка, при котором люди оказываются в тюрьме за репосты. Кто-то из западных журналистов написал, что мы русские, которые восстали против своего павильона.

На нынешней же выставке появился другой контекст, который был определён её общей структурой. Тема блокировок, тема несвободы, тема смерти личности в виртуальном пространстве — это то, что сейчас актуально, и вот у нас появляются заблокированные люди, иллюстрируя работу современной системы фильтрации. Вот это и есть сегрегация — кому можно и кому нельзя что-то писать. А не то, у кого есть айфон, а у кого нет. И сам проект был про перегибы, про то, что нет серединной линии между хорошим и плохим.

Выставка Recycle Group New Nature
ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
16 июля — 15 сентября 2021