Арте Повера

,

XX век

,

2000-е

,

2010-е

,

Инсталляция

Зритель как соучастник

Микеланджело Пистолетто. Год 1 — Рай на Земле. Лувр, Париж, 2013

Фигуру Микеланджело Пистолетто мы привыкли ассоциировать с движением Арте Повера второй половины ХХ века, где он был одним из ключевых участников. Однако с 1970-х итальянский мастер приобретает международную известность именно как самостоятельная фигура. И недавно Пистолетто была вручена престижная премия Roswitha Haftmann Prize для ныне живущих художников. Среди лауреатов премии были Ханс Хааке (2017), Карл Андре (2011), Вальтер де Мария (он стал самым первым победителем, в 2001 году). Фонд также организует большие персональные выставки призёров. Так что событие свидетельствует об очень высоком уровне признания Пистолетто, при том, что у нас он известен неизмеримо и незаслуженно меньше.

Единственная персональная выставка Пистолетто в России прошла в московском ГЦСИ одиннадцать лет назад. Дальше московский зритель мог видеть его работы лишь эпизодически, например, «Третий рай» на 6-й Московской биеннале и отдельные вещи на групповых выставках Арте Повера в Мультимедиа Арт Музее и Эрмитаже. В результате любитель искусства легко сможет опознать творческий почерк Пистолетто, но, вероятнее всего, не знает, о чем, собственно, его искусство.

Микеланджело Пистолетто. Венера тряпичная, 1967
Статуя Венеры — 130 × 40 × 45 см, размер инсталляции 150 × 280 × 100 см. Инсталляция из собрания Музея современного искусства Castello di Rivoli. Долгосрочная аренда — Collection Giuliana and Tommaso Setari

Само движение Арте Повера возникло в северной части Италии, оно сформировалось как результат нескольких выставок и программных текстов генуэзского куратора, арт-критика Джермано Челанта в 1976 году. Всех его художников интересовало, как соприкасаются искусство и жизнь и как взаимодействуют природа и культура. Микеланджело Пистолетто был важнейшим участником движения, однако его собственные поиски «бедного» искусства начались задолго до того. Все работы Пистолетто, так или иначе, затрагивают проблему социальной ответственности и все приглашают зрителя к соучастию, в том числе, на физическом уровне.

В одной из самых известных работ художника — культовой «Венере тряпичной» — мы видим античную скульптуру, противопоставленную груде мятой одежды: жесткая и мягкая, оформленная и хаотичная, монохромная и цветная, неподвижная и рассыпающаяся. Венера — богиня красоты и надежды, мятые тряпки — символ деградации и потребления. Вместе они создают диалог между прошлым и будущим, где встречается совершенная красота уникального объекта с хаосом сегодняшнего мира.

Микеланджело Пистолетто. Реинтегрированное яблоко. Площадь Duca d’Aosta, Милан, 2016

В серии «Зеркальных картин» Пистолетто важнее всего, что, отражаясь, зритель становится органичной составляющей произведения. «Картины» не изображают реальность, они сами и есть реальность настоящего момента. Она постоянно меняется, напрямую представая как зеркало современного общества: мы были сами по себе, но, подойдя к зеркалу, оказываемся вместе с другими, это пространство частное, но открытое для всех. Отражаясь в зеркале, ты становишься участником определенной сцены из жизни, здесь работают глубина и поверхность, статика и динамика. Здесь же отсылки к фотографии, для которой люди застывают на месте в неестественной позе, но чтобы передать момент их настоящей, естественной жизни. Эта серия была первой из созданных Пистолетто, и до сих пор он создает новые её вариации, обнаруживая более глубокие аспекты.

«Третий рай» — грандиозный проект, в который могут включиться не только художники, но и все желающие, те, кому не безразлично состояние сегодняшнего мира. Символически «Третий рай» представляет собой три окружности, отсылающие к математическому обозначению бесконечности. Первый круг — это рай, где человечество было частью природного мира, второй — рай, построенный самим человеком благодаря собственному интеллекту. Круг третий — посредине представляет собой слияние двух крайних. По замыслу художника — этот круг символизирует следующий этап развития человечества. В основе «Третьего рая» лежит концепция, которую Пистолетто называет тридинамической, вступающей в силу «в процессе соединения, связи, комбинации, сопряжения, взаимодействия и слияния двух элементов». Он находит подобные примеры в химии и в физике, распространяет на физиологию тел и применяет к общественной жизни в ее культурном, политическом, экономическом и религиозном аспектах.

Микеланджело Пистолетто. Третий рай. ВДНХ, Москва, 2007

«Слово „рай“, — рассказывает художник, — пришло к нам из персидского и означает „охраняемый сад“, это место, где люди ухаживают за своей землей, защищаясь от окружающей их пустыни». И пустыня вокруг накладывает на человечество определенную ответственность. Когда проект «Третьего рая» был представлен и в Москве, на биеннале 2015 года, Пистолетто прочитал лекцию и создал визуальный образ из все тех же трех кругов, однако теперь они состояли из людей — художников, организаторов и волонтеров мероприятия, то есть всех, кто сделал возможным его проведение. Напомним, что тогда в условиях минимального финансирования люди различных профессий объединились для создания нового, социального пространства и новых, нематериальных произведений.

Микеланджело Пистолетто. Третий рай. Forte di Exilles, Турин, 2017

Идея повлиять на реальную жизнь посредством творческих усилий — изначально принадлежит русскому авангарду, в частности, ВХУТЕМАСу. Для художников преподавание новых принципов искусства означало утверждение новых жизненных и социальных принципов для масс. Также и в CittadellArte, учебном заведении, созданном Пистолетто, студенты изучают, как искусство может быть связано с экономикой, политикой и экологией. Из авангарда итальянский художник усвоил мысль, что искусство должно слиться с жизнью, и в этом и состоит расширение возможностей творчества.

 

Джульетта Саркисян