2000-е

,

2010-е

,

Природа

,

Животные

,

Экология

Живые животные в искусстве

Мы составили подборку перформансов и инсталляций последних лет, где на первом плане оказываются живые ягуары, крабы, мыши и бабочки

№ 3 (602) / 2017

Пьер Юиг и собака по имени Человек

Пьер Юиг. Невозделанное, 2011—2012

Пьер Юиг создал внутри ухоженного барочного парка в немецком Касселе островок другой реальности, в центре его располагается женская статуя с пчелиным ульем вместо головы, а вокруг неё по грязи и строительному мусору бродят две собаки. Одна из них, по имени Человек, — альбинос с ярко-розовой передней лапой.

«Куда бегут собаки» и мышь в лабиринте

Куда бегут собаки. 1, 4, … 19, 2014
Инсталляция: роботизированный лабиринт, камера, штатив, проекция, компьютер, программное обеспечение, живая мышь. Программирование: 144MLN, NEXUS

В инсталляции группы «Куда бегут собаки» мышь бегает по лабиринту, на каждом перекрёстке выбирая, куда повернуть. Однако в момент поворота возникает виртуальная проекция, которая продолжает движение по отвергнутому живой мышью маршруту до тех пор, пока они не столкнутся.

Марта де Менезеш и изменённый узор на крыльях бабочек

Марта де Менезес. Природа?, 1999—2000

Крылья бабочки асимметричны, одно из них — такое, с какими рождаются все особи её вида, другое было изменено художницей Мартой де Менезеш в сотрудничестве с биологом Полом Брейкфилдом на рисунок, какого никогда не бывает в природе.

Селест Бурсье-Мужено и птицы, играющие на электрогитарах

Селест Бурсье-Мужено. From here to ear, 2016
Вид инсталляции в Copenhagen Contemporary, Дания

По комнате, оформленной Селестом Бурсье-Мужено, летают зебровые амадины, единственные насесты для них —электрогитары, включённые в сеть, поэтому птицы поют и одновременно аккомпанируют себе на инструментах.

Хейден Фаулер в клетке с волком

Хейден Фаулер. Снова вместе, 2017 — 2019
Клетка с живым волком, художник в очках виртуальной реальности

Хейден Фаулер заперт в одной клетке с живым волком. На голове у художника — очки виртуальной реальности, в которые тот наблюдает природные ландшафты. Однако настоящего волка в двух шагах от себя он не видит.

Rimini Protokoll и медузы

Rimini Protokoll. Win><win. 2017
Аквариум с живыми медузами

Зрителей закрывают в темной комнате перед экраном. Закадровый голос рассказывает историю существ, появившихся 670 миллионов лет назад и которые, вероятно, переживут многие другие виды. Все дело в успешной стратегии.

Марко Еваристти и золотые рыбки в блендере

Марко Еваристти. Хелена и рыбак, 2000

Инсталляция Марко Еваристти представляла собой десять блендеров с живыми рыбками, устройства были подключены к сети, и каждый зритель
мог нажать кнопку включения. Разумеется, это и произошло.

Паола Пиви и леопард среди чашек капуччино

Паола Пиви. Одна чашка капучино, и я пойду, 2007
Вид инсталляции в Художественном музее Базеля, Германия

Перформанс Паолы Пиви в Кунстхалле Базеля представлял леопарда, который прогуливался по комнате и переворачивал муляжи трех тысяч кофейных чашек. Художница регулярно помещает живых животных в сюрреалистический контекст, например, в другой работе она искупала крокодила во взбитых сливках.

Илья Федотов-Фёдоров и муравейники с семью видами муравьёв

Илья Федотов-Фёдоров. Белокаменная, 2014
Цифровая печать

Инсталляция Ильи Федотова-Фёдорова — семь муравейников с семью видами муравьёв. В центре установлен столб с кормушкой, к которой ведет трос из каждого муравейника.

Пьер Юиг и рак-отшельник

Пьер Юиг. Зоодрама 4, 2011
Рак-отшельник, аквариум, резиновая маска «Спящей музы» К. Бранкузи, 1346 × 991 × 762 мм

Пьер Юиг поместил в аквариум, где живёт рак-отшельник, резиновую маску, воспроизводящую скульптуру 1910 года Константина Бранкузи — «Спящая муза». Рак-­отшельник воспринял копию произведения искусства как раковину и поселился в ней.