Современное искусство

Владимир Потапов: «У меня получился маленький цифровой человек»

В галерее pop/off/art на Винзаводе проходит выставка Владимира Потапова «Кирилл Благолепов, 32 года, Москва». Художник рассказывает, как придумал виртуального персонажа, завел ему друзей на фейсбуке, а потом посетители выставки написали биографию вымышленного героя, и он стал живым.

Владимир Потапов
Почему в своем новом проекте вы обращаетесь к несуществующему персонажу?

Я обращаюсь к несуществующему персонажу, потому что он помогает мне проиллюстрировать актуальное состояние мира. Несуществующий Кирилл Благолепов — это виртуальный персонаж, который имитирует жизнь настоящего человека в соцсетях. На мой взгляд, мы находимся на новом этапе информационной войны, и Кирилл Благолепов — её оловянный солдатик. Таких как он — миллионы, если не миллиарды. Алгоритмы безопасности фейсбука обезвреживают их фейковые аккаунты каждый день по нескольку сотен тысяч, и это цифровое пушечное мясо попало в мой объектив. Мне захотелось порассуждать об этом маленьком человеке в сети. Маленький человек — важный персонаж русской литературы, и вот у меня получился такой маленький цифровой человечек, который ничего не стоит, никого не волнует и никто о нём знать не желает. При помощи зрителей, которые пришли на выставку, мы смогли его оживить, придумать ему биографию, эмоции, характер — теперь о нём не забудут.

Если, как вы говорите, мы находимся в состоянии информационной войны — то какую роль играют в ней эти боты?

Существует несколько стратегий. Первая, самый распространённая — создание фейковых аккаунтов, которые внедряются в виртуальные сообщества и провоцируют их на какие-то действия. К ним относятся различные «фабрики троллей». Сначала с ними могут общаться такие же боты, а потом подключаются живые люди, и разговор превращается в идеологическую баталию. Вторая стратегия — это так называемые «онлайн боты», их используют интернет-магазины для общения с покупателями, они призваны отвечать на стандартные вопросы об услугах, и выясняется, что они берут на себя восемьдесят процентов общения с клиентами.

Владимир Потапов. Страшно и смешно, 2019
Дерево, масло, пленка, 152 × 152
Вы пообщались с таким ботом и придумали проект?

Скорее, я обращал внимание на публикации о ботах, смотрел, как на них реагируют живые люди, как работают биржи по продаже лайков, комментариев и постов в разных социальных сетях. Оказалось, что это очень мощная платформа. Затем я стал следить за этими аккаунтами: они быстро исчезают — то есть их обнаруживают, уличают в недобросовестной работе и удаляют. А потом мне захотелось придумать своего персонажа, поскольку он в какой-то мере герой нашего времени.

Тем самым вы наследуете большой традиции московского концептуализма, Илье Кабакову, Виктору Пивоварову?

Персонажей придумывали не только Кабаков и Пивоваров, это основной писательский инструмент, отлично работающий и вневременной. Я разве что использую другое медиа.

А вы не боитесь, что реальный человек, создавший Кирилла Благолепова, придет на выставку и заявит о своих правах?

Нет, за этим аккаунтом не было никакого живого человека, такого рода боты создаются специальными программами по десятку тысяч в день. Найти людей, которые стоят за ними, практически невозможно. Однако вот вопрос — хотел бы я встретить человека, который бы на самом деле являлся Кириллом Благолеповым? Не знаю. Забавно, что когда я брал интервью у людей, которые добавились к нему в друзья на фейсбуке, один парень сказал, что знает его и познакомился с ним на какой-то конференции. Я понимаю, что он ошибся, спутал, но в этот момент мне показалось, что существует вероятность, что Кирилл — это живой человек. Ему тоже может быть 32, он может быть москвичом и однофамильцем моего Благолепова. Может, он еще придет ко мне какие-нибудь вечером и спросит, зачем я это сделал — придумал ему вторую жизнь, и чьей ему жить дальше.

Владимир Потапов. Без названия. Из проекта «Кирилл Благолепов, 32 года, Москва»
Почему в своей живописной серии вы используете голографическую основу?

Мне было интересно, как могут сочетаться голографическая основа и живопись. С одной стороны, масляная краска и пленка друг в друга проникают, с другой — друг друга отрицают. Это напряжение, мне кажется удивительным, потому что голографическая основа изначально обладает 3D пространством и глубиной, а в живописи только 2D, и такое сочетание плоского и глубокого даёт необычный живописный визуальный эффект. Для меня голографическая пленка — это метафора фаворского света на христианских иконах. Золотой свет по-прежнему в нашей культуре сакрален. А в моём случае — это сияние, созданное технологиями, своего рода, технократический свет, который лучше отвечает сегодняшнему дню. Жизнь сегодня определяют именно технологии, так что посредством голографии я иллюстрирую свет виртуального мира, который вытесняет реальность.
Расскажите об интерактивной инсталляции, которая стала центром экспозиции.

Мне хотелось вовлечь реальных зрителей в историю Кирилла Благолепова, и я придумал инсталляцию. Это 32 столба, где каждый соответствуют одному году жизни персонажа, любой посетитель галереи может написать на них какой-нибудь факт биографии Кирилла, таким образом по кусочкам мы воссоздадим его жизнь. Она становится объемной во всех смыслах.

На колоннах помещены предметы, которые могли бы принадлежат Благолепову, они максимально типичны, заурядны, эти плакаты с Цоем и соска-пустышка могли принадлежать кому угодно его возраста.

Владимир Потапов. У великого прошло всегда грустное настоящее, 2019
Дерево, масло, пленка, 152 × 152
Ваша история — о том, что прогнозы фантастов сбываются и виртуальные личности замещают реальные?

Фантасты много чего предвидели, и, в основном, в негативном свете. По-моему, и Марк Цукерберг, и Илон Маск постоянно говорят о необходимости введения каких-то норм или международных регуляторов, которые ввели бы моратории на искусственный интеллект, чтобы его развитие как-то возможно было корректировать. Однако точно так же эксперименты с человеческим геномом запрещены, но мы постоянно видим в новостях, что некий китайский или корейский врач нарушил запрет. Всё давно вышло из-под контроля. Конечно, не хотелось бы попасть в будущее «Терминатора» или «Матрицы», но любые ограничения кто-нибудь да обойдет, хотя всем хочется верить, что технологии, как цепной пес, будут на привязи и не укусят своего хозяина.