Перформанс

,

Театр-инсталляция

«Вист / Whist» и «Музей вымысла I. Империя»

№ 3 (608) / 2018

Где: Московский музей современного искусства
Когда: 14—24 октября 2018 года

Фестиваль «Территория», который теперь стал ещё и школой актуального искусства, существует на стыке театра, современного танца, перформанса и других жанров именно совриска. Ещё в 2012 году на круглом столе, организованном журналом «Искусство», Кирилл Серебренников рассуждал, как далеко вперёд ушли художники и как важно людям театра их догонять. Тогда в Москве подобные мысли были в новинку, но именно они во многом определили вектор развития «Территории». Теперь фестиваль уже привычно представляет часть своих проектов в пространстве Музея современного искусства, а четыре года назад в состав его дирекции вошёл Василий Церетели.

Кадр из VR-спектакля «Вист»

В этом году на Гоголевском бульваре были показаны две работы, помимо театра и искусства включающие ещё один важный компонент — технологии, которые позволяют инсталляциям полноценно взаимодействовать со зрителями. Первая из них — «Вист / Whist» Аой Накамуры (Япония) и Эстебана Фурми (Франция), сооснователей танцевальной компании «АФЕ» из Великобритании. Это, наверное, самый инновационный проект «Территории», поскольку задействует ныне модные виртуальную (VR) и дополненную (AR) реальности. Зритель надевает особые очки и перемещается между странными объектами — кубом, пирамидой, наклейками-трещинами, расставленными и разложенными в музейном пространстве. Каждый нужно просканировать, чтобы загрузилась следующая часть действа. В этом спектакле зритель находится не в Москве, а в английском городе Эшфорд, где в середине XIX века было построено здание под названием Whist House. Человек в странных очках подглядывает за странными и эксцентричными обителями дома, которые танцуют, держа в руках клетку с канарейкой, играют на аккордеоне и поедают сырые человеческие внутренности. На каждом этапе наблюдатель получает указание, какую фигуру сканировать следующей, а в конце выясняется, что всё это время подглядывал не он, а за ним — специальные устройства сканировали движение его глаз. Последовательность сцен и комнат была не общей для всех участников, а определялась как раз тем, куда смотрел зритель в предыдущем эпизоде. После часа блужданий каждый получает особый номер, по которому на сайте проекта можно получить анализ своего психотипа, основанный на теориях Фрейда — всех этих эросах, танатосах, страхах и желаниях.

Матиас Умпьеррес. Музей вымысла I. Империя

Второй проект в MMOMA — видеоинсталляция «Музей вымысла I. Империя», созданная испанцем Матиасом Умпьерресом. Её сюжет основан на шекспировском «Макбете», но действие перенесли в Испанию 1990‑х, а гендерную идентификацию основных персонажей поменяли на противоположную. Например, любимец Чеховского фестиваля и наставник Умпьерреса Робер Лепаж играет леди Макбет, а точнее — мужа главной героини, которая метит в мэры города и не собирается ни перед чем останавливаться. Четырёхканальное видео и объёмный звук создают иллюзию, что пятнадцать зрителей находятся буквально между спорящими, пьющими и убивающими друг друга исполнителями. Приходится оборачиваться на реплики сторонних персонажей и отчаянно вертеть головой, пока темнокожие ведьмы в костюмах разнорабочих обсуждают свои дела. Но если не успел что‑то заметить или услышать — не беда: лишь только закончившись, спектакль пойдёт по второму кругу, и так до самого завершения выставки. Это ведь всё‑таки не театр, а музей.