Современное искусство глазами коллекционеров

№ 2 (526) / 2003

В этом году на весенней ярмар­ке «Арт­Москва» Клуб коллекционе­ров современного искусства пока­жет очередную выставку работ из собраний своих членов. Журнал «Искусство» с радостью согласился принять участие в подготовке этого весьма важного мероприятия, поскольку оно совпало с нашими собственными планами — рассказать о нескольких интересных коллекци­ях нового искусства. Поэтому наш «бумажный» проект на этот раз будет иметь реальное воплощение.

Тема «Первого плана» возник­ла, как нам кажется, вовремя. Пре­одолев последствия дефолта и зара­ботав много денег на дорогой неф­ти, Россия вновь переживает всплеск интереса к коллекционированию искусства. Кто только этим не занимается! На «русских аукцио­нах» в Лондоне уже почти не услы­шишь нерусскую речь.

Рост числа покупателей, есте­ ственно, провоцирует развитие рынка. Появляются галереи, диле­ры, антикварные салоны, специали­зированные журналы. Правда, соби­рают — именно в формате коллек­ции, а не просто для украшения стен — в основном антиквариат. Это вопрос престижа и денег. Престижа — потому что, когда в коллекции сплошь музейные вещи, социаль­ный статус и авторитет собирателя не подлежит сомнению. Денег — потому что старое искусство стоит дорого, а значит, его обладатель — человек состоятельный и состояв­шийся. Наконец, это проверенное временем искусство, из каталогов его не вымараешь, и рыночная стои­мость едва ли понизится.

Современное искусство — сов­сем другая история. Недавний и весьма характерный пример — рас­продажа коллекции «Инкомбанка»: за работы старых мастеров сража­лись как на Sotheby’s, новых чуть было не «слили» за гроши. Да, здесь меньше «фальшаков» (хотя нонкон­формистов уже активно подделыва­ют). Но зато практически отсутству­ет вторичный рынок: Серебрякову точно купят (если есть правильная экспертиза), с Куликом, пусть даже «из первых рук», придется побегать.

Как коллекционировать без специфической инфраструктуры? Имеет ли смысл бросать деньги на ветер? Надеяться на подсказки галериста или опираться на собст­венный вкус, покупая именно то, что нравится, невзирая на вполне очевидную «венчурность» инвести­рования? Чего ждать от будущего, и возможно ли у нас, в России, повторение успеха, скажем, моло­дых британских хулиганов, чьи работы на аукционах «Contemporary art» стабильно ухо­дят за сотни тысяч долларов? Появится ли у нас свой Саатчи? Или он уже есть, только пока наслаждается коллекцией в оди­ночку и присматривает помещение для музея в здании какой­-нибудь заброшенной мебельной фабрики?

Коллекционеры современного искусства — люди немного безум­ные, но очень отважные. Недовер­чивые и самоуверенные. Они при­выкли рисковать деньгами, в послед­ нее время — достаточно большими. И они уже создали свой Клуб.

Нарисовать образ коллекцио­ нера современного искусства непро­сто. Чтобы выявить общие черты, надо сначала разобраться, что дви­жет человеком, когда он становится собирателем. Страсть, подчас болез­ненная; скука; желание прославить­ ся в веках, завещав коллекцию музею (это теперь не слишком мод­ но); способ вложения и преумноже­ния денег? Наверно, есть немного от всего. Некоторые считают, что это — профессия.

Наши герои — совершенно раз­ные люди. Пьер­-Кристиан Броше — иностранец в Москве и удачливый бизнесмен. Михаил Алшибая — зна­менитый кардиохирург, астроном­ любитель и неистовый собиратель. Жан­-Жак Герон — гражданин Фран­ции и патриот русского искусства. Галина Осецимская — коллекционер по призванию. Андрей Поспелов — художник­-самоучка, арт­дилер, начинающий эксперт и преданный слуга одной­единственной темы в искусстве.

Наверно, общее у них — кураж первооткрывателя.

Каждый решает сам, у каждого свой подход. Один ходит на выстав­ки в модные галереи и поддержива­ет художников, обласканных газет­ными критиками. Другой «шер­стит» мастерские полузабытых мас­теров в надежде откопать нечто действительно стоящее. Третий покупает только у «своих» авторов, раз и навсегда решив, кто делает лучшее искусство. Какой из источ­ников приносит больше шедевров — судить трудно. Да и критерии у всех разные. Алшибая «убеждает­ся» в своей прозорливости, увидев произведение открытого им худож­ника на выставке в Третьяковке. Броше, кажется, доверяет только будущему, которое всех рассудит. Герон ощущает себя миссионером и делает выставки, самолично утверждая приоритеты. Поспелов мечтает о музее для всех, где его любимые картины увидят тысячи людей.

Кстати, в истории, по крайней мере, в российской истории, оста­ются имена коллекционеров имен­ но современного искусства.