XX век

,

Восток

,

Индия

,

Политика

,

Фотография

Реки цвета и молитвы из манной крупы

Фотокритик Виктория Мусвик утверждает, что не знает страны, где темы фотосерий и подходы к сюжетам были бы так разнообразны и глубоки, как в Индии. Что интересно, по её наблюдениям, те же приёмы позже обнаруживаются и в российской фотографии, но в сильно упрощённой форме. Именно поэтому она решила рассказать о самых значительных мастерах страны и представить на их примерах главные черты индийской школы

№ 3 (594) / 2015

Виктория Мусвик

Куратор, критик и исследователь фотографии, преподаватель. Сотрудничает с изданиями «Коммерсант», «Время новостей», «Культура», «Известия», Vogue, Harper’s Bazaar, профессиональными СМИ для фотографов

Рагубир Сингх

Рагубир Сингх. Невеста марвари с женихом под Ховрским мостом после омовения в водах Ганга, 1968
© Succession Raghubir Singh

Поиск собственного места в современном мире — центральная тема индийской фотографии последних пятидесяти лет. Её классик Рагубир Сингх стоит в одном ряду с Уильямом Эгглстоном и Стивеном Шором. С Анри Картье-Брессоном и Робертом Франком он временами работал бок о бок. Именно Сингх вернул цвет в жанровую и уличную фотографию 1970‑х. Однако меньшая известность индийского мастера по сравнению с европейцами заставляет задуматься о проницаемости границ «западного канона». Цвет для Сингха — смысловая доминанта индийского искусства, где нет традиции чёрно-белой графики. В своей книге «Река цвета» он писал, что ч /б, возможно, подходит западной фотографии — для работы с темой отчуждённости или экзистенциальной тревоги — но не Индии. Путешествуя по родной стране вместе со знаменитым Ли Фридлендером, прославившимся серией «Америка из окна автомобиля», Сингх отмечал, что совсем не понимает «объективизирующего взгляда» своего коллеги на красоту.

Рагху Рай

Рагху Рай. Толкающая телегу, Дели, 1979
Ч/б фотография

Рагху Рай — самый известный в мире индийский документалист, протеже Анри Картье-Брессона в фотоагентстве Magnum. Более сорока лет он снимал фотоэссе об Индии, снимки из которых публиковались в ведущих мировых газетах и журналах. В длинном списке его книг — «Моя земля и её люди», «Сикхи», «Тадж-Махал», «Портрет Дели», «Один день из жизни Индиры Ганди». Каждая из них — учебник для молодых авторов. Классический чёрно-белый репортаж Рая хорошо узнаваем сильной социальной составляющей и мягкой иронией. Однако со временем его творчество стало объектом критики — за европейскую манеру съёмки и адаптированный для западного мира взгляд на Индию.

Чадан Гомеш

Чадан Гомеш. Из серии «Неизвестный гражданин», 2012
Ч/б фотография

Рефлективность — важное свойство современной индийской фотографии. Один из самых молодых её представителей, Чадан Гомеш, вступил в спор с классическим подходом к репортажной съёмке. В своей серии «Неизвестный гражданин», сделанной в Дели 17 ноября 2012 года, он выступает не наблюдателем, а участником манифестации против насилия над женщинами. Поводом для акции стало групповое изнасилование 23‑летней студентки Джоти Сингх в общественном транспорте, закончившееся смертью девушки. При помощи смазанных, композиционно «невыстроенных» кадров Гомеш передаёт нерв стихийного протеста. Снимки сопровождаются дневниковыми записями. Изучавший в колледже философию, Гомеш размышляет в них о парадоксальной ситуации в Индии — самой большой в мире республике с драконовскими законами. В её сердце — Нью-Дели с убивающей всё человеческое английской имперской архитектурой — мужчины и женщины стоят плечом к плечу, невзирая на кастовые различия, объединённые желанием заполнить это безжизненное пространство теплотой и преодолеть «коллективное бессилие».

Прийя Камбли

Прийя Камбли. Аждуба и я. Из серии Colour Falls Down, 2006—2012
Права на изображение принадлежат Wall Space Gallery

Переехав в восемнадцатилетнем возрасте в США, Прийя Камбли быстро приспособилась к новой жизни. Однако рождение сына воскресило в ней детские воспоминания и пробудило страх отрыва от собственных корней. Для проекта «Цвет рассыпается» Прийя обработала архивные снимки собственной семьи, соединяя их с современными фотографиями украшений, платьев, цветов, а также с автопортретами. Поверх получившихся коллажей она нанесла традиционный орнамент ранголи — рисунок-молитву, который обычно выполняется сухими красками (манной крупой, рисом, лепестками роз). Таким образом Камбли рассказывает о двойственной природе мигранта и своей смешанной идентичности. Она пытается вновь дать увидеть эмигрантским сообществам, чьи воспоминания уже в прямом смысле потускнели, настоящий индийский цвет и научить нынешнее своё окружение, поверхностно и мимоходом воспринимающее её родную культуру, своего рода медитации над фотографией — её «медленному пониманию».

Прабудда Дасгупта

Прабудда Дасгупта. № 4, Гоа. Из серии «Женщины», 1986
Кадр из фильма

Критики всего мира считают, что Прабудда Дасгупта совершил поистине революционные изменения в современной индийской фотографии: он преодолел почти двухсотлетнее табу на сексуальность, которое викторианская мораль навязала стране, где когда‑то была написана Камасутра. Опубликованная Дасгуптой в 1996 году книга «Женщины» вызвала скандал и брожение умов: она состояла из портретов современных горожанок, многие из которых были сняты в жанре ню. На западе такие изображения, возможно, были бы раскритикованы за «объективирующий мужской взгляд». Однако сам автор вписывает их, скорее, в контекст борьбы с традиционным для фотографии взглядом на индийскую женщину как на экзотическую дикарку или красотку из Болливуда. Дасгупта известен в Индии не только как документалист, но и как автор fashion-снимков, воспитавший целое поколение фотографов глянца.

Пабло Бартоломью

Пабло Бартоломью. Пабло и Пу, Бомбей. Из серии «Наизнанку: История трех городов», 1976

Фотожурналист Пабло Бартоломью прославился кадром с изображением ребёнка, погибшего в 1984 году в Бхопале, признанным «Фотографией года» на World Press Photo. Жюри, однако, отмечало его работы и раньше: первый свой приз Бартоломью получил в 19 лет, а большинство лучших снимков сделал ещё подростком, начав заниматься фотографией с подачи отца, известного критика и фотографа. Его камера передаёт характерное ощущение неприкаянности и тонкую грань между богемным и маргинальным. В личном проступают приметы социального уклада, образы семейной жизни: интерьеры родительского дома, тётя за вязанием, портреты приятелей; домашние снимки перемежаются со сценами из притонов, за посещение которых его в пятнадцать лет исключили из школы. Но и став взрослым, Бартоломью продолжил фотографировать тех, кто выброшен на обочину жизни, — например, в серии «Индиец в Париже» (2009) его героями стали эмигранты, пытающиеся войти в новое общество.

Дилип Пракаш

Дилип Пракаш. Кристина Фернандеш, Khurda Road. Из серии «Англо-индийцы», 2005
Пигментная печать, 40,6 × 54,6 см

На первый взгляд проект Дилипа Пракаша «Англо-индийцы» кажется простым и понятным: портреты в цвете на сдержанном фоне. Однако на самом деле фотограф рассказывает очень запутанную историю. Его герои появились в Индии в XVII веке и чаще всего были детьми местной матери и отца-колонизатора. Англо-индийцы не были приняты ни одной из наций, не вписались в кастовую систему, часто становились слугами английских господ — и развили собственную субкультуру. Когда в 1947 году Индия стала независимой, многие из них переехали в Англию, но Пракаш снимает тех, кто остался. Двойственное отношение к своим корням и чувство изоляции, колониальное прошлое и глобализированное настоящее, стремление к ассимиляции и попытки его героев преодолеть рамки, раз и навсегда определённые их происхождением, — основные темы работ Пракаша. И этот фотограф обладает удивительным умением раскрывать сложные идеи лишь тончайшими нюансами цвета.

Анита Кхемка

Анита Кхемка. В поезде, Мумбаи. Из серии «Лакшми», 2005
Кадр из фильма «Между строк»

Интерес к тем, кого общество выталкивает и презирает, к тем, кто на тебя не похож, — одна из самых привлекательных тем для индийских фотографов. Анита Кхемка признаётся, что её одновременно привлекали и пугали её будущие герои, общаться с которыми ей запрещали в семье. Свой страх она решила победить, занимаясь социальной фотографией. Самая известная её серия «Лакшми» посвящена хиджре — одной из каст неприкасаемых, людям третьего пола, тренсгендерам, евнухам, которые обязаны одеваться как женщины. Хиджры одновременно отторгаемы культурой и почитаемы, например, у них просят благословения женщины, желающие забеременеть. Кхемку интересует в первую очередь психологический портрет её героя Лакшми, чью жизнь она старательно документировала в течение многих лет. О нём и других своих персонажах она также сняла фильм «Между строк».