XX век

,

Дорога святого Иакова

,

Испания

,

Средневековье

,

Франция

Путь в настоящем. Культуролог Нина Кочеляева — о современном паломничестве

На излёте Средневековья Дорога святого Иакова растеряла свою популярность. Причиной тому — и войны с гугенотами, обосновавшимися на юго-западе Франции, и Великая французская революция, и общий подъём антирелигиозных настроений. Однако несколько десятилетий назад обнаружилось, что по Пути снова маршируют десятки тысяч паломников, и многие из них весьма некомпетентны в вопросах веры

№ 1 (596) / 2016

Нина Кочеляева

Cпециалист по семиотике паломничества, культуролог, кандидат исторических наук, директор Нового института культурологии

Юрий Пальмин. Леон. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»

Все три традиционных центра христианского поклонения — палестинские святыни, город апостола Петра Рим и могила апостола Иакова на севере Испании — остаются значимыми для верующих и сегодня. Однако Дорога святого Иакова отличается от других паломнических маршрутов тем, что в путь по ней пускается всё больше пилигримов, не принадлежащих ни католической вере, ни даже христианству. Современная история Дороги начинается в 80‑х годах ХХ столетия: в 1978 году маршрут одолели тринадцать тысяч человек, в 2015-м — более двухсот шестидесяти тысяч. Особенно важны так называемые юбилейные года, когда день памяти святого Иакова приходится на воскресенье, — согласно церковному преданию, паломники в такие годы получают отпущение всех грехов, и потому дороги особенно забиты путешественниками.

Человеком, возродившим маршрут в Сантьяго‑де-Компостела, считается священник, дон Элиас Валинья Сампедро. В начале своего служения он получил назначение в деревню Пьедрафита-дель-Себреро, один из самых важных пунктов на Дороге. Он чрезвычайно увлёкся темой, и в 1965 году защитил диссертацию «Путь святого Иакова. Историко-юридическое исследование», где реконструировал разные аспекты истории маршрута. Деятельный проповедник не ограничился исследовательской работой, он развернул обширную кампанию по сохранению исторического облика Себреро, отреставрировал местный собор и открыл гостиницу для паломников. В то же самое время на экраны вышел фильм «Млечный Путь» (1969) чрезвычайно популярного у образованной публики режиссёра Луиса Бунюэля о путешествии двух бродяг из Франции по Дороге Иакова. Всё вместе это дало заряд для возрождения паломничества.

Юрий Пальмин. Асторга. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»
Юрий Пальмин. Сантьяго-де-Компостела. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»
Юрий Пальмин. Сантьяго-де-Компостела. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»

Вскоре дон Сампедро открыл местный Музей этнографии и выпустил «Путеводитель паломника», взяв за основу свою диссертацию. К этому моменту священник собрал целую команду последователей, и в 1984 году они принялись восстанавливать заброшенные дороги паломников, мерить километраж различных участков Пути и ставить указатели. В результате смогли обустроить Дорогу французских королей, самую важную из входящих в сеть Сантьяго‑де-Компостела. Возрождению маршрута послужил и роман весьма популярного писателя Пауло Коэльо «Дневник мага», выпущенный в те же годы. С 1985 года начинается публикация специализированного бюллетеня, и, наконец, весь комплекс паломнических маршрутов получает статус Объекта всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Признание ООН особенно важно, поскольку делает Дорогу достоянием не просто верующих, а всего человечества, переводит её в сферу культуры.

Юрий Пальмин. Сантьяго-де-Компостела. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»

Самое главное, что за эти годы трансформировались информационные технологии, и теперь не составляет труда найти описание различных маршрутов, рассчитать время в пути и необходимый вес рюкзака. Практической информацией наполнены многочисленные заметки о совершённых путешествиях, они сопровождаются яркими и не очень иллюстрациями, комментариями. Путешествие перестало быть таким уж авантюрным предприятием. Одних только самодельных русскоязычных путеводителей в сети десятки, а иностранных — сотни и тысячи. Их качество, безусловно, очень разное, но у такого рода записей есть одно достоинство — это заметки, передающие личный опыт и личное свидетельствование.

Сертификат La Compostela «не имеет ничего общего с туристическими дипломами типа был на мысе Рока или покатался на воздушном шаре»

Многие путешественники наткнулись на описание различных маршрутов случайно и обнаружили, что такое путешествие не является чем‑то обычным и повсеместным, это их и привлекло. Когда‑то, заканчивая факультет музеологии РГГУ, я писала дипломную работу «Сценарная концепция экспозиции музея паломничества», где посетителю предлагалось из первого блока экспозиции «Сборы в дорогу» пройти ко второй экспозиционной части «Дорога» сквозь «Одежды пилигрима», таким образом, символически облекаясь в эти одежды и примеряя на себя образ паломника. В этом смысле решение совершить «перегринацию», как говорили в давние времена, носит примерно тот же символический характер с существенным, правда, отличием — путешествие-­паломничество происходит в реальном времени и пространстве, а главный «поворот» состоит в принятии на себя всех необходимых обязательств, включая получение паспорта паломника (credencial) в начале пути и свидетельства о совершении паломничества после его окончания (La Compostela — документ, подтверждающий прохождение определённого участка паломнического пути и завершение его в городе Сантьяго‑де-Компостела). При этом, как пишет один из блогеров, «этот документ не имеет ничего общего с туристическими дипломами типа был на мысе Рока или покатался на воздушном шаре. Это более личное и драгоценное, потому что имеет отношение к личному, внутреннему каждого» (блогер alla-kot). И дело тут не только в личном опыте, но и в принадлежности к великой паломнической традиции, пережившей столетия.

Второй аспект, обеспечивающий безусловную привлекательность этого маршрута, — его относительная дешевизна, поскольку основные траты приходятся на перелёт / переезд до начальной точки маршрута и обратно из Сантьяго, а между этими пунктами путешественник, получивший свой credencial, имеет право останавливаться за небольшое пожертвование в приютах (аlbergue) либо в недорогих муниципальных хостелах для паломников, брать в кафе «меню пилигрима» или готовить пищу самостоятельно.

Юрий Пальмин. Отен. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»

И наконец, третий аспект связан с формой самого путешествия. Получая паспорт паломника, путешественник принимает на себя обязательство пройти либо проехать верхом дорогами паломников не менее ста километров, в модернизированном варианте путешествия на велосипедах — не менее двухсот, проставлять ежедневно в своём документе не менее двух печатей в различных населённых пунктах, лежащих на его пути, и, самое главное, — совершить это путешествие в религиозных целях или имея сходную мотивацию (например, по обету). Могу предположить, что мотивация как раз сохраняется. Не обязательно религиозная, но для большинства паломников это глубоко личное взаимодействие с духовной сферой — так, как её понимает каждый из участников движения. Об этом же пишут и блогеры — они идут за утешением, успокоением, хотя в публичных дневниках такие аспекты, как правило, не выносятся на первый план, а просматриваются между строк.

Люди вырываются из городов и повседневности, чтобы пройти «звёздной дорогой», побывать на краю земли, на мысе Финистерре, в самой западной точке Галисии, и, насладившись видом на Атлантический океан, идти дальше новыми путями.