Современное искусство

,

Москва

,

Галереи

Прямая речь: Катрин Борисов

Мы продолжаем нашу серию публикаций о самых главных московских галереях. На очереди наш диалог с Катрин Борисов, арт-директором галереи и фонда RuArts — о личных предпочтениях, лестнице в экспозиционном пространстве и посетителях, которые не привыкли, что искусство можно покупать.

Катрин Борисов
Фото: © Роман Коновалов
С чего началась галерея? Были ли какие-то основополагающие принципы при ее создании — с какими художниками сотрудничать, на что ставить акцент в ее деятельности, как позиционировать ее в арт-среде, как взаимодействовать с другими московскими галереями?

Галерея RuArts открылась в 2004 году и вошла в состав Фонда, основанный годом раньше. Галерея изначально задумывалась как коммерческая, что в начале 2000-х было очень логичным, ведь все вспоминают это время как «золотое» для арт-рынка. Предполагалось, что RuArts будет работать как с российскими, так и с зарубежными авторами, возьмет на себя функции образовательного центра, и знакомить посетителей со всеми актуальными практиками — от видео и фотографии до перформанса. Мы по-прежнему придерживаемся именно этого подхода, хотя скажу честно, перформанс не так часто появляется в нашей программе, как хотелось бы.

Первое, что бросилось лично мне в глаза, когда я в самый первый раз пришла в галерею — это массивная лестница. Этот лестничный переход — мощный структурирующий элемент в дизайне всего помещения. Так было задумано? Играет ли это какую-то роль при продумывании экспозиции? Что вы чаще размещаете на первом этаже, а что — на втором?

Архитектурное решение галереи было предложено бюро «Атриум» и лестница действительно стала нашим символом, даже присутствует в логотипе. Это не очень стандартно для галереи, которая в идеале должна быть белым кубом, но это не мешает, а иногда и помогает нам делать экспозицию. В процессе развески любой выставки мы исходим из самого материала и нескольких «ударных» точек, где, как правило висят самые эффектные работы. Оба этажа работают как экспозиционные и по площади они равны, единственное их отличие, это ниши на втором этаже, где мы показываем видео.

Сергей Борисов. «Куратор», 2018
Параллельно с коммерческой деятельностью галерея регулярно устраивает довольно громкие выставки знаменитых художников — Туник, Олаф и другие. Многие мои знакомые приходят на эти выставки как в музей, то есть воспринимают галерею исключительно как выставочное пространство. Как вы считаете, хорошо ли это для галереи?

Как я уже говорила, галерея входит в состав фонда RuArts и иногда мы используем площадку галереи под некоммерческие проекты Фонда, но все же довольно редко. В основном, все, что мы показываем в галерее, продается, включая работы знаменитых художников. Например, сейчас мы показываем самую новую серию Нобуеси Араки и продаем его работы в хорошие коллекции. То, что некоторые посетители воспринимают галерею как музей, говорит о том, что люди еще не привыкли, что искусство можно и нужно покупать и приходят просто посмотреть и вдохновиться. Но мы рады всем, ведь просвещение — это одна из наших задач.

А по какому принципу выбираются эти большие некоммерческие проекты? Это личные предпочтения?

Как правило, мы привозим выставки мировых звезд в декабре, на день рождения галереи. Это своеобразные подарки нам самим и зрителям. Выставочный план я формирую сама и да, отчасти, выбор художника — это мои личные предпочтения.

Я была на встрече, посвященной обсуждению итогов ярмарки «Cosmoscow» в этом году. Там вы честно признались и спасибо за искренность, что немного «не угадали» с художниками, которых выставили. А как вообще можно угадать? Есть ли сейчас какие-то тренды, общие настроения или предпочтения публики, по которым можно ориентироваться?

Прошедшая ярмарка, действительно, не удалась по продажам. Я предположила, что «не угадала» с художниками, но не имела ввиду, что мы ориентируемся на конкретные предпочтения. Существует спрос на классиков и недорогое искусство, но какого-то серьезного тренда я бы не выделила. Более того, я за то, чтобы формировать вкусы публики, а не идти у них на поводу.

Как по-вашему изменился покупатель и зритель за последние 10 лет? Условно сравним публику в момент открытия галереи и сегодня — какие изменения с ними произошли?

Мне сложно говорить про последние 10 лет, я возглавила галерею несколько позже ее основания и мне уже досталась определенная публика, но даже за 8 лет моей работы несколько раз сменились основные клиенты. Кто-то уехал, кто-то в розыске, кто-то просто перестал коллекционировать и больше не покупает. Сейчас сложился костяк клиентов и с каждой выставкой приходят новые. Как и раньше, это очень разные, но всегда интересные люди, с которыми приятно общаться и работать. Все они живо интересуются искусством, а иногда знают больше, чем я могу им рассказать. Это очень приятно.

Катрин Борисов