XX век

,

Дания

,

Дизайн

,

Границы искусства

Полезные и бесполезные вещи. Анна-Луиза Соммер

Мы спросили директоров четырёх крупнейших европейских музеев дизайна, как они относятся к искусству, приходящему на их территорию, и, наоборот, к дизайну, претендующему на то, чтобы быть воспринятым в качестве искусства

№ 4 (587) / 2013

Анна-Луиза Соммер

Директор Датского музея дизайна, член Королевской академии изящных искусств и ректор Датской школы дизайна

Утопия и реальность: прикладное искусство и дизайн в ХХ веке
Вид экспозиции Датского музея дизайна

Сегодня нам как раз предстоит решить, что такое дизайн, поскольку границы этого понятия чрезвычайно расширились. Идея дизайна относится не только к вещам, но и к процессам: это может быть конструирование сервиса или создание нового материала. Всё это серьёзно расшатывает понимание термина, обращённое раньше только лишь к конкретным функциональным задачам и предметам.

Разделять следует не только искусство и дизайн, но также дизайн и ремесло. Ремесло занимается украшением дизайна, придаёт эстетический облик конструктивной идее дизайнера. Все эти сферы имеют чётко очерченные границы, но между ними, во‑первых, происходит чрезвычайно плодотворный обмен, во‑вторых, они сильно меняются.

Меня вдохновляет искусство, проникающее в сферу дизайна, и наоборот. И художники, и дизайнеры в Дании работают на пересечении этих отраслей. Это сегодняшняя тенденция, но на самом деле искусство всегда было связано с дизайном, по крайней мере в голландской или скандинавской традиции, где художественная составляющая прикладного искусства многие годы имела важнейшее значение.

Финн Юль. Двухместный диван, 1949
Тик, гнутая фанера, кожа. Столяр Нильс Воддер

Среди тех датчан, кто работает на стыке, можно назвать дуэт «Суперфлекс». Один из их проектов был основан на предпосылке, что всё нами созданное, сконструированное, «дизайнируемое», начинается с чего‑то неожиданного, какого‑то совпадения, момента, инициирующего творчество и открывающего возможности, о которых до этого ни у кого из нас не было ни малейшего понятия. И такая стратегия создания произведения, безусловно, принадлежит сфере искусства так же, как и процесс вовлечения аудитории в работу над функциональным предметом. Ещё эти художники задействовали формы социального искусства для решения задач в конкретных жизненных ситуациях, а затем подвергали их рефлексии и предлагали новые возможности.

Разделять следует не только искусство и дизайн, но также дизайн и ремесло. Ремесло придаёт эстетический облик конструктивной идее дизайнера

Наш Датский музей дизайна потому и не может быть художественным, что он музей дизайна. Хотя некоторые произведения искусства, дающие понимание развития прикладных практик, мы и храним, но в создании выставок отталкиваемся от своей специализации. Есть, впрочем, исключения. Один наш недавний проект назывался «Архитектурные обходы». Наш музей располагается в здании бывшей больницы, построенной в XIX веке, и мы попросили группу художников, дизайнеров и архитекторов обыграть эту ситуацию и поразмышлять о связях между сферами их работы. Но это единичный пример.

Ханс Дж. Вегнер. Стул-дельфин, 1950
Дерево, бамбук

Другое дело, что когда вы берёте любой утилитарный предмет, созданный ремесленником или дизайнером, и помещаете в музей, тем самым лишая его функции и превращая в предмет чистого созерцания, — вы неминуемо придаёте ему значение произведения искусства. И есть ещё один специфический для Дании момент: наше музейное дело организовано так, что Музей дизайна находится в юрисдикции искусства, и автоматически считается художественным музеем. Это также связано с идеей, что прикладные вещи из нашей коллекции существуют в контексте, напоминающем среду и способ существования предметов искусства.