Подкасты

Подкасты

Мы открываем раздел подкастов. Мы решили сделать цикл коротких аудиозаписей, взяв за основу темы наших номеров. Эти записи предназначены не для профессионалов искусства, которые и сами знают, что им нужно от наших материалов, а для обычных нормальных людей, которым просто интересно что-то новое. Поэтому каждый подкаст — это такой неформальный навигатор по теме: чем она интересна, как сориентироваться, какие ключевые персонажи. Но подкасты для нас — это еще и очень личный проект: мы выбираем истории, которые больше всего зацепили нас самих и делимся своими впечатлениями. Потому что современное искусство — это не только умные теоретические схемы, но и живой человеческий опыт. А его всегда можно разделить.

Отправляйте нам свои впечатления, вопросы, комментарии на адрес podcast@iskusstvo-info.ru.

Путешествие

Путешествия — это не просто фотоотчеты о том, как их авторы замечательно съездили в отпуск. Как правило, художники пускаются в путь, придумывая себе невозможные, неисполнимые задания, скитаются много месяцев по утраченным библиотекам Шёлкового пути, пытаются отыскать остров Утопия, пересекают озеро на лодке, используя доски от неё в качестве топлива. Иногда такие путешествия длятся годами, иногда — всю их жизнь. Это проекты, в первую очередь, призванные изменить своих авторов.

Британия

Звёзд в британском современном искусстве не перечесть. Однако все они — граждане глобального мира. А что же в британском искусстве именно британского? Мы же любим и Мерлина, и короля Артура, и войну Алой и Белой розы, увлеченно высматривая их в фэнтези-сериалах, и викторианский уют и порожденных им ужасных монстров — это что только для массовой культуры? Нет, конечно. Более того, в период Брексита стране как раз и приходится выяснять отношения с собственной историей. А искусство это умеет очень здорово: реконструировать события прошлого, а потом посмотреть, что будет с участниками этой реконструкции дальше.

Природа

Сначала кажется, что экологическое искусство — это очень скучно: мигающие схемы, научные или псевдонаучные рассуждения о несчастьях нашей планеты, с которыми всё равно ничего не можешь поделать. На самом же деле, это работы Ольги Киселевой, — которая воскресила средневековое дерево из песен трубадуров, Марты де Менезеш — которая поменяла узор на крыльях бабочек, Фердинанда Людвига — который вырастил живой мост и башню. Это о том, как пейзажи сходят с ума и о наших страхах перед реальностью.

Северные страны

Все слышали про новую северную кухню: это когда продукты должны быть выращены почти что в самом ресторане, всё местное, фермерское и экологичное. На самом деле скандинавское искусство — тоже про местную жизнь, когда художник работает с какой-то определенной группой людей и произведение, например, создается для маленькой деревеньки за полярным кругом, и силами самих людей, например, врачей больницы, которые ищут способы наладить контакт со своими пациентами. И да, это чуть ли не самое модное искусство сегодня.

Византия после Византии

Вроде бы византийская культура — это то, на чем выросла культура наша собственная. Однако что-то мы не изучаем в школе поэтов, живших в Константинополе, и курсы византийского искусства — только для специалистов в университетах. Пока мы выясняли, как так получилось, оказалось еще, что современные медиахудожники неосознанно воспроизводят эксперименты со светом и запахами, которыми с успехом занимались византийские мастера.

Дорога святого Иакова

Средневековый паломнический маршрут, на котором расцвело романское искусство, породил целую систему мифов, легенд и чудес, и на котором, по сути, вершилась история западного мира. Сейчас он неожиданно обрел невероятную популярность, и тысячи людей с рюкзаками то ли совершают путешествие в прошлое, то ли проходят квест, в общем, своими руками создают нематериальное произведение искусства и сами становятся его частью.

Индия

В какой-то момент индийские художники стали чуть ли не самыми желанными гостями всяких биеннале и прочих крупных международных выставок. Не беда, если вы не можете запомнить имен, вы всегда распознаете их инсталляции по традиционной посуде, буддистским ступам, божествам со слоновьими головами. Вот только одна проблема: спрашивая самих художников об их связи с народной культурой, вы скорее всего увидите удивление или даже неприязнь на лице собеседника. Почему же они так чураются связи со своей страной?

История искусства — это яд

Сейчас в иных музеях уже можно трогать экспонаты, сидеть на полу и бегать. Но вот оценивать произведения по-прежнему требуется по законам холодной логики, делая вид, что обнаженная статуя — просто способ показать работу человеческой мускулатуры, а изображая боль или несчастье, автор ждал не наших слез, а рассуждений о мастерски выполненной композиции. Может быть, правы те «наивные дурачки», которые ненавидят иные картины, или страстно до неприличия их обожают? По крайней мере, они не похожи на бездушных знатоков, которые только делают вид, что любят искусство.